В 60-е годы Кыргызстан славился по всему СССР киноколлекцией «Кыргызское чудо», сейчас маленькими шажками современные кинематографисты стараются вернуть былую славу отечественному киноискусству. Преград на этом пути много, одна из них – нехватка профессиональных актеров.
В интервью K-News кастинг-директор Чолпонайым Борубаевой поделилась своими мыслями о качестве кинематографа, нехватке профессиональных актеров.
Чолпонайым Борубаева является сценаристом и режиссером фильмов «Калпак» и «Топурак», также она принимала участие в создании более 20 кинокартин, занимается подборкой актеров для отечественных фильмов.
– Какие сложности возникают при поиске актеров?
— Бывает, что девушка идеально подходит по типажу и у нее есть актерские данные. Например, в одном из проектов, на который я искала героиню, присутствовали откровенные сцены. Обычно родители и женихи девушек это не приветствуют. Поэтому, если я зову кого-то на кастинг, я сначала спрашиваю, есть ли у нее парень. Я думаю, девушка, которая называет себя актрисой, должна быть готова к тому, что она будет проживать чью-то жизнь. Может быть, по замыслу сценаристов там есть любовь, и для правдоподобности снимают такие сцены. Не все это принимают правильно.
Я обычно говорю, посмотрите фильм Андрона Кончаловского «Первый учитель», фильм снимался в советское время, когда была жесткая цензура. Даже несмотря на это, там есть момент насилия, эту сцену они показали через метафору – речка, из которой ягненок пьет воду. Фильм считается одним из гениальнейших. На тот момент режиссеру было важно, чтобы актриса на это согласилась, а это было в 60-е годы, сейчас же ХХI век. В последнее время я стала прибегать к такому методу – находить девушек через «Инстаграм». Но что меня удивляет, девушки там чуть ли не обнаженными фотографируются и выбирают такие ракурсы, при которых может быть видна грудь, но когда приглашаю их на кастинг, они говорят: «Не могу, я мусульманка».
– В современном кино у зрителей очень часто остается недовольство актерской игрой…
— У нас, к сожалению, в последнее время сложности именно с героинями. Мальчикам легче, они могут через какие-то комические моменты сделать себе имя и на них интересно смотреть. А героинь интересных почти нет, их можно посчитать на пальцах. Наверное, это потому, что у нас очень слабая актерская школа, мы потеряли тот институт образования, где актеров учили этому искусству. Сейчас есть хорошие преподаватели, может быть, к ним не идут заниматься, например, есть Гүлайым Каниметова, она преподавала в университете «Манас», но ушла оттуда. Это очень печально, через ее руки получились бы хорошие кадры. Учиться во ВГИКе или в ГИТИСе очень дорого. Мой покойный преподаватель по актерскому мастерству Михаил Такаев был одним из последних, кто мог бы обучить актеров.
В основном мы набираем актеров, объявляя кастинг в социальных сетях или через бегущую строку. Смотрим, подходит ли нам человек по типажу, как такового кастинга нет, сроки и бюджет этого не позволяют. Иногда приходят амбициозные люди, а настоящие актеры почему-то не идут.
– Есть какие-нибудь актрисы, которых вы бы выделили?
— Элина Абай кызы попала в 2006 году на кастинг фильма «Боз Салкын», Эрнест байке устраивал концерт, во время которого шел кастинг. Нужно было выйти на сцену и станцевать, тогда он отобрал трех девушек. Элина от природы очень талантливая, и она этот талант потихоньку взращивала. Из девочки, которая пыталась курить в фильме «Боз Салкын», мы получили Курманджан датку.
Мээрим Атантаева очень трудолюбивая девушка, когда ей делаешь замечания, она воспринимает это правильно и работает над ошибками. В них есть талант и трудолюбие.
Есть девочки, которые только начинают делать свои первые шаги в работе. Хотя это даже не работа, а призвание и образ жизни. Раньше, когда педагоги набирали на курс, они не делали акцент на девушек, объясняя это тем, что они выходят замуж и бросают карьеру. Вся энергия, которая была на них потрачена, уходит зря. Не всегда девушка попадает в такую семью, которая адекватно реагирует на ее работу.
– Много людей приходит на кастинги?
— По-разному. Допустим, на кастинг к фильму Руслана Акуна, который проходил летом, пришло около 2 тысяч человек за один месяц. Так получилось, что с этого кастинга прошел только один мальчик, и то на эпизодическую роль.
– Как отсеиваются желающие?
— В первую очередь мы смотрим на типаж. Беда нашего кино в том, что режиссеры не работают с актерами. Допустим, есть актриса, которую режиссеры заявили в одном фильме такой прикольной и веселой эжешкой, и она от фильма к фильму кочует в этом же образе. Режиссеру и съемочной группе удобно работать с уже созданным образом. Получается, эта эжешка не растет, и наши киношники не пытаются из нее что-то другое сделать. К примеру, нужна девушка, которая должна плакать, и тут вспоминают, что в одном фильме была такая девушка, и зовут ее. Недавно смотрела несколько клипов и везде эта девушка плачет. Также у нас один бандит на все фильмы.
– Видите ли вы, как можно решить проблему не индивидуально для одного актера, а в масштабах страны?
— Ничего не надо придумывать. В советское время приезжали педагоги из Москвы и отбирали талантливых детей, на одно место претендовали человек сто. Необходимо сделать эту профессию популярной. Когда мы поступили в институт искусств, нам сказали, что вынуждены были набрать курс, но в советское время многих из нас и на пушечный выстрел не подпустили бы. Сейчас вынуждены брать тех, кто не поступил на финансистов, юристов, и они пошли в институт искусств, потому что там дешево учиться.
– А в финансовом плане, насколько человек может быть уверен в профессии актера?
— По-разному, мы хорошо живем, когда у нас есть международные заказы – российские, казахские или европейские проекты. Когда снимали фильм «Тенгри», актеры главных ролей могли позволить себе купить участок и построить дом. Народные артисты по государственному стандарту получают тысячу сомов за смену, со всеми налогами получают чуть больше 800 сомов. Чтобы поднять престиж профессии, нужно поднимать зарплату. Когда я работаю с частными студиями, я стараюсь добиться того, чтобы народным артистам платили $50–100 за смену в зависимости от сложности. Я ругаюсь с продюсерами, которые зачастую сами работают ведущими, ведь за вечер они получают минимум $500. Почему люди, которые в 90-е годы не ушли в бизнес, в политику, а остались преданными своей профессии, должны получать по тысяче сомов. Да, актеры должны быть голодными, но не настолько. Их надо любить, лелеять и ухаживать, как за цветком.
– Есть какие-то типажи, которые особенно сложно найти?
— Есть возрастные категории, в которых провал, например, найти актера от 40 до 55 лет сложно, потому что в 90-е годы многие ушли из этой профессии. У нас нет актера лет 30-40, который был бы очень мужественным. В основном люди, которым за 30, уже отрастили себе животы, у них появились лысины и за собой они не ухаживают. Такого мужчину, как Суйменкул Чокморов, очень сложно найти, а иногда бывает, что режиссеры просят найти молодого Чокморова.
Иногда я настолько погружаюсь в сценарий, что у меня начинается паранойя, я смотрю на людей на улицах и ищу актеров. Как-то был случай, я увидела интересную девушку в маршрутке, хотела к ней подойти и пригласить на кастинг, но маршрутка была очень заполнена. Она заметила, что я смотрю на нее и так грубо сказала: «Чё?». Я была удивлена, такая женственная и милая девушка и так отреагировала.
– Обычно режиссеры работают с актерами месяцами, готовя их к роли. Как проводится у нас работа режиссера с актерами?
— У нас нет бюджета, чтобы мы могли себе позволить репетиции, как это должно быть. Даже иногда бывает, что ночью утверждают актера, а на следующий день он должен уже приступить к съемкам.
– У вас есть актеры, с которыми особенно легко работать?
— Из старшего поколения есть актер Марат Алышпаев – народный артист КР. Мне нравится его отношение к работе, он очень трепетно относится к ней. Когда мы его звали на одну из главных ролей, он работал в Караколе директором театра. Тогда он просто сел на обычную рейсовую маршрутку и приехал на съемки. Молодые актеры, бывает, говорят: «Отправьте за мной машину». Уже появляются задатки звездной болезни. Марат байке на съемки всегда приезжал раньше, чтобы подготовиться к эпизоду, в то время как молодые актеры стояли рядом курили, шутили, болтали. Это все отражается на роли. И экран, как говорится, все показывает.