Кыргызстан привлечет туристов чистыми уборными

Автор -
977

Кыргызстан в 2015 году посетила одна трехсотая часть туристов от мирового потока путешественников. По итогам прошлого года 1,2 млрд человек совершили международные выезды. Кыргызстан посетили 4 млн человек. При этом всех граждан, которые находятся на территории республики не менее 24 часов, принято считать туристами.

На круглом столе, посвященном проблемам туристической отрасли, глава департамента туризма Азамат Жаманкулов рассказал, как он намерен оживлять туризм в стране и чем планирует завлечь туристов. Он затронул тему грязных клозетов, разрушенной инфраструктуры, кадрового дефицита и другие не менее наболевшие темы.

«Туризм – это приоритетный сектор экономики, но для того чтобы он стал таковым, мы должны совместно работать над существующими проблемами. Он динамичный сектор направления экономики и занимает третье место в мире. Еще 50 лет назад по планете путешествовали всего 200 млн человек. В 2015 году количество международных выездов совершили 1,2 млрд туристов, и этот показатель растет», – сказал глава департамента туризма.

Вклад туризма в мировой ВВП составляет 9,9%, или $7 трлн 500 млрд. Кыргызстан в 2015 году посетили 4 млн иностранных граждан. Вклад в ВВП страны составил 4,5%, или 18 млрд сомов. Каждый турист создает 5 рабочих мест в стране, в которую он приехал отдыхать. По статистике в Кыргызстане 8,4 тыс. человек работают в сфере туризма и смежных с ним отраслях порядка 9,4% всех рабочих мест. Главный вопрос сегодня, это какую нишу займет Кыргызстан на этом рынке?

Ставка на китайцев

У Кыргызстана есть свой список приоритетных стран, откуда власти очень ждут туристов. На первом месте в этом списке страны СНГ, так как на них (Россию и Казахстан) приходится 70 % всех туристов, которые посещают республику. Далее Арабские страны и Индия, первых интересует экотуризм, вторых – образовательный и деловой отдых. Также в Кыргызстан приезжают покататься на лыжах и сходить в пешие, конные и велотуры путешественники из Европы.

«Для того чтобы привлечь туристов в страну, нам необходимо рассказать туристам о себе и подготовить страну к их приезду, чтобы они остались довольны. В качестве приоритетных стран у нас СНГ, Европа, Индия, Арабские государства. Корею и Японию мы рассматриваем как потенциальные рынки. Однако наиболее интересен нам туристический рынок Китая. По официальной информации, в 2015 году 140 млн китайских туристов путешествовали по миру. Сегодня их пытается заполучить Россия, которая ввела безвизовый режим групповым туристам из Китая. Казахстан пошел еще дальше и объявил у себя в стране 2017 год Годом китайского туризма. Мы рядом с Китаем и нам есть, что ему предложить», – сказал Жаманкулов.

Про туалеты, дороги и достопримечательности

Долгие годы от туристов из разных стран, которые хоть раз посещали Кыргызстан, постоянно поступали жалобы о том, что в республике камнем преткновения являются дороги и памятники архитектуры. Ну и самой главной проблемой называли туалеты. О них была сложена не одна туристическая «ода». Как эту проблему намерен решать Кыргызстан и что предложит избалованным туристам?

«Мы разработали проект строительства кемпингов по всей республике. Они будут включать в себя мини-отель с информационным центром, в котором можно будет узнать о туристических направлениях Кыргызстана, с магазинами ремесленников и сельхозпродукцией, с кафе и, конечно, с комфортабельными туалетами. Сейчас разрабатываются варианты строительства данных кемпингом, возможно, государство будет специально в разных регионах выделять под их строительство земельные участки. Требованием к бизнесменам будет то, что все кемпинги должны будут быть выполнены в едином стиле. Это разрешит много проблем, в том числе и потребность в чистых туалетах», – добавил чиновник.

Кемпинг дословно переводится с английского языка как проживание в лагере. В реальности это и есть оборудованный летний лагерь для автотуристов с местами для установки палаток или легкими домиками, местами для стоянки автомобилей и туалетами. Функционирование кемпинга основано на самообслуживании. Кемпинг может также включать инфраструктуру сферы обслуживания, например, магазины, автомойки и так далее.

«С 2017 года мы планируем приступить к ремонту дорог в городах и регионах. Также запланирована реставрация достопримечательностей по всей стране. Для привлечения большего количества туристов нам нужен безвизовый режим и прямые авиарейсы. Никто не будет летать к нам с пересадками через Стамбул. Важно внедрять политику открытого неба. Много надежд мы возлагаем на электронную визу. В ноябре-декабре мы ожидаем, что будет запущена ее апробация», – пояснил Азамат Жаманкулов.

Курортная полиция

Обеспечивать безопасность туристов глава департамента предлагает посредством создания курортной полиции.

«Последние инциденты, произошедшие с туристами в нашей стране, очернили наше государство перед за зарубежными гостями. Эти проблемы необходимо решать системно, вкупе с другими госорганами. Мы предлагаем создать курортную полицию. В мире есть такая практика. Курортные полицейские могут выступать в качестве гидов и одновременно обеспечивать безопасность», – предложил глава департамента туризма.

Ложка дегтя

Безопасность, грязные туалеты, разрушенная инфраструктура – это не все проблемы, которые сегодня есть и требуют решения. В числе наболевших это и страхование туристов, сертификация горных гидов, нехватка квалифицированных кадров и другие.

«Необходимо внедрение страхования туристов и сертификат горных гидов, так как они работают в особых условиях, и от них в большей степени зависит безопасность их спутников. Горнолыжные базы республики требуют доработки. В прошлом году были случаи, когда отключали свет и люди оставались на канатной дороге. Им приходилось самостоятельно с риском для жизни спускаться и добираться до баз. Мы не должны допускать таких случаев», – сказал госслужащий.

Имеются и большие кадровые проблемы. Несколько вузов страны готовят специалистов, однако работодатели жалуются, что специалисты, которых готовят вузы, не соответствуют требованиям.

«Мы получаем много жалоб от работодателей по поводу несоответствия кадров. Надо над этим работать. В планах есть внедрить урок о туризме в школы. Остро сегодня стоит вопрос со звездностью наших отелей. У нас нет стандарта присвоения звезд, и это большая проблема. Турист при выборе гостиницы должен быть уверен, что трехзвездочный отель в Европе и в Кыргызстане идентичны», – отметил чиновник.

От слов к делу

Проблем, конечно, много, но есть и приятные новости. В Кыргызстане был запущен единый туристический сайт www.discoverykyrgyzstan.org, на котором можно найти всю информацию о республике. Для удобства путешественников он работает сразу на шести языках мира, в том числе и китайском. Кроме того, с недавнего времени департамент взялся за продвижение Кыргызстана под брендом discoverykyrgyzstan в социальных сетях Twitter, Facebook, Instagram и других. Продвижением бренда страны занимаются 15 молодых специалистов.

«Сегодня бюджет туризма 7 млн сомов, из них 3 млн уходит на зарплаты сотрудников департамента, 4 млн остается на целую отрасль. Для того чтобы туризм стал локомотивом нашей экономики, необходимо вложиться. Мы предлагаем создать Фонд развития туризма, такая практика есть в мире. Частный бизнес отчисляет, к примеру $1, от стоимости гостиничного номера и так далее», – заключил глава департамента.

Поделитесь новостью