Ровно 75 лет назад 17 ноября 1941 был подписан указ о создании «Фрунзенской студии кинохроники», именно этот день считается днем рождения кыргызского кино.
За свою историю отечественный кинематограф пережил взлеты и падения, оставив в своей памяти фамилии режиссеров и актеров, которые создавали кино, покорившее миллионы сердец. Современные кинематографисты начинают догонять планку, поставленную самыми прославленными деятелями этого искусства в стране. Кыргызстанцы могут гордиться создавшейся киноколлекцией «Кыргызское чудо» из 10 фильмов, которые стали лицом кыргызского кинематографа. Но талантливые работы в стране этим не ограничиваются, редакция K-News подготовила список из 10 фильмов, которые также важны в истории кино Кыргызстана.
Салтанат (1955)
Режиссер: Василий Пронин
Это первый кыргызский цветной фильм, снятый в 1955 году. По сюжету в одном из высокогорных районов разбушевавшаяся стихия грозит гибелью стаду овец. В самоотверженной борьбе едва не гибнет молодой зоотехник Салтанат. Ее находит в снегу и спасает научный сотрудник Джоомарт, прибывший в высокогорье с мечтой о превращении скудных плато в изобильные пастбища. Смелая мысль нового друга увлекает Салтанат. Она становится союзником и другом Джоомарта. Своими делами и успехами Салтанат намерена утверждать право женщины заниматься любимой работой наравне с мужчиной. Тем временем Аалы, муж Салтанат, обвинив без оснований ее в неверности, уезжает в город и увозит с собой сына. В дальнейшем он поймет свою ошибку.
Джамиля (1969)
Режиссер: Ирина Поплавская
Действие происходит в дни Великой Отечественной войны в одном из аулов Кыргызстана и рассказывает историю любви молодой замужней женщины Джамили к раненому фронтовику Данияру. Красивая и острая на язык Джамиля полюбила угрюмого, неразговорчивого Данияра, разгадав в нем натуру возвышенную и чистую. Она уходит из патриархальной семьи, где царит незыблемый канон: у женщины нет своей воли, женщина должна быть покорна мужу и старшим. Она уходит от обеспеченной, налаженной жизни к одинокому, неустроенному Данияру. Конфликт разрешается мучительно, но все же благополучно. Джамиля отвоевывает свое право на любовь и счастье.
Очкарик (1972)
Режиссер: Альгимантас Видугирис
Фильм повествует о неловком, неуверенном в себе, немного рассеянном и растерянном мальчике Куванычбеке, который мечтает стать смелым и сильным. На протяжении всего фильма его постоянно обижают, однако мальчишка не сдается и стремится помочь окружающим. Летом он отправляется на Иссык-Куль в гости к дяде, где и учится жизни, сталкиваясь с различными трудностями. После возвращения домой перед дворовой ребятней предстает уже совсем другой Куванычбек − отважный и смелый! Фильм был отмечен государственным комитетом телевидения и радио СССР, как собравший наибольшее число зрителей и закупленный 43 странами.
Волчья яма (1983)
Режиссер: Болот Шамшиев
Самат Касымов – сирота. Он обращается за помощью к уважаемому человеку Мусе Шарипову и получает работу курьера, перевозящего разный товар от одной «волчьей ямы» к другой. Но Шарипов, прикованный к инвалидному креслу и выдающий себя за ветерана войны, оказывается лидером преступной группировки по кличке Бабахан. На протяжении фильма подробно исследуется череда событий, происходящих с героями в течение долгого времени, начиная с момента установления в Кыргызстане Советской власти. Действие сопровождается обилием преследований, драк, тюремных сцен и убийств. Фильм занял 16-е место в советском прокате по итогам 1984 года.
Бешкемпир (1998)
Режиссер: Актан Абдыкалыков
Главный герой – обычный мальчишка, у которого есть родители, любящая бабушка и друзья. Каждый день протекает бездумно, пока мальчик не узнает страшную новость – он неродной ребенок в семье, он обычный приемыш, бешкемпир. Героя охватывает чувство глубокого одиночества, внезапно он оказывается чужим в собственном доме. Сможет ли мальчик смириться с трудностями новой жизни? Фильм был выдвинут от Кыргызстана на премию «Оскар» в 1998 году и входит в список «100 лучших фильмов Азии».
Сундук предков (2005)
Режиссер: Нурбек Эген
Айдар уезжает из родного кыргызского аула на стажировку в Париж, где остается и находит свою любовь. Молодой человек решает познакомить свою невесту Изабель с родителями, он возвращается из Парижа в родной аул со своей девушкой. Айдар обманывает мать и отца, своих родных, говоря, что Изабель − журналистка. Главный герой боится сказать, что девушка является его невестой. Это первый фильм, сделанный в Кыргызстане с момента обретения независимости, который был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Пустой дом (2012)
Режиссер: Нурбек Эген
Социальная драма, которая затрагивает проблему эмиграции и взаимного отталкивания разных культур. Провинциальная девушка сбегает в Россию, где пытается построить счастье со своим односельчанином, но все оказывается не так просто. «Пустой дом» – это история выживания. Этот фильм также вошел в лонг-лист премии «Оскар».
Салам, Нью-Йорк (2013)
Режиссер: Руслан Акун
Батыр – молодой кыргызский парень, который приехал в Нью-Йорк, чтобы получить юридическое образование. Его главная мечта – закончить магистратуру и стать успешным адвокатом, известным на весь мир. Несмотря на то, что он не очень хорошо владеет английским языком, Батыр уверен, что в городе будет чувствовать себя достаточно комфортно, поскольку здесь проживает его дядя. Однако Нью-Йорк встречает молодого человека не очень приветливо. Вскоре ему предстоит узнать шокирующую новость от своего дяди, познакомиться с симпатичной девушкой, а также пережить массу незабываемых приключений.
Курманджан датка (2014)
Режиссер: Садык Шер-Нияз
Историческая биографическая драма о жизни и деятельности правительницы алайских кыргызов Курманджан датке. Это первый за годы независимости Кыргызстана полнометражный художественный исторический фильм, снятый по заказу правительства Кыргызской Республики. В прокат кинокартина вышла в День независимости – 31 августа 2014 года. В том же году фильм был выдвинут от Кыргызстана на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Помимо этого фильм получил российскую кинопремию «Ника» и был номинирован на более чем 10 кинонаград по всему миру.
Завещание отца (2016)
Режиссер: Бакыт Мукул и Дастан Жапар уулу
Социальная драма, затрагивающая тему миграции. По сюжету в Бишкек прилетает молодой парень Азат, чтобы расплатиться с долгами умершего год назад в США отца, задолжавшего односельчанам много лет назад. Приехав, главный герой узнает, что родной дом и хозяйство заброшено, а младший брат отца Чоро и близкие родные давно уехали из села. Несмотря на неприветливый прием односельчан, Азат начинает ремонтировать заброшенный дом, расплачивается с отцовскими долгами. Но в один день появляется Чоро, отсидевший в тюрьме из-за брата. Эта встреча раскрывает истину: что на самом деле завещал сыну покойный отец. Фильм получил Гран-при «Золотой Зенит» на Монреальском кинофестивале в Канаде, три приза на Минском международном кинофестивале «Листопад». А также вошел в лонг-лист премии «Оскар».