В Октябрьском районном суде Бишкека продолжился допрос подсудимых по делу экс-депутата Карганбека Самакова, Игоря Чудинова, Искендербека Айдаралиева и других.
На заседании прокурор Медербек Абдышев настоял на том, чтобы Абай Таштанбеков рассказал подробно о написанном им заявлении против сына экс-депутата Кубанычбека Самакова в Генеральную прокуратуру об угрозах с его стороны в 2015 году.
«Я изначально рассказывал, как все это было. При каких обстоятельствах я попал к следователю. Я был допрошен в августе, сентябре, октябре 2014-го, но в этих показаниях я говорил только о том, что был подставным лицом. Следователь Жениш Сейитов просил оговорить Самаковых и поставил меня перед выбором, что, либо мой шеф, либо мои родственники, взамен обещал не трогать меня и родственников», − рассказал Таштанбеков. Он отметил, что никто на него не давил с целью заставить поменять показания. Он признался, что писал заявление, но оно было написано по установке и по просьбе следователя по особо важным делам Генпрокуратуры Рустама Абдырасулова.
«Чтобы сломать, как он сказал, дело Арпачиева. В моем заявлении утверждается, что Кубан Самаков угрожал меня убить. Если человек запланировал убийство, на мой взгляд, он не будет об этом заявлять вслух. Я несколько часов отказывался писать это в заявлении, тогда следователь сказал, что, если я не напишу именно так, как он просит, тогда уголовное дело против Кубанычбека Самакова не возбудят. Я дословно помню, что Рустам Абдырасулов мне сказал: «Прямо так и пиши, что Кубан угрожал тебя убить, ничего не будет, подумаешь». Таким образом, я писал это заявление под диктовку, ну, что, это хотели услышать? Вам рассказать еще? Это дело было возбуждено для того, чтобы Самаков испугался и предложил мне взятку, его хотели поймать на этом. Если бы его задержали, то дело Кылычбека Арпачиева автоматически развалилось бы. То есть, получилось бы, что Самаков всех провоцирует таким образом сам. И что Арпачиев не вымогал, а, наоборот, Самаков сам предложил. У меня есть оригинал этого заявления. Я решил отказаться от всех показаний, данных против Самакова. Написал заявление об отказе от показаний, принес в прокуратуру, но следователи не приняли его и заставили написать другое заявление. Я расскажу об одном интересном моменте. На очной ставке Кубанычбек Самаков задал мне вопрос, имеются ли какие-либо доказательства, документы, что трансформация незаконна и что в этом замешаны Самаковы. Я ответил, что частично имеются, и что я предоставлю их позже. На самом деле никаких доказательств у меня не было. Такой ответ был задуман и предложен следователями заранее, чтобы Кубанычбек Самаков засуетился и тем самым его спровоцировали бы на взятку. Хочу отметить, что это все заранее было разыграно», − рассказал свидетель.
Таштанбеков отметил, что, как ни старались следователи спровоцировать Самакова на взятку, им так и не удалось это сделать.
«В заявлении, написанном под диктовку, я пишу: «Кубан Самаков после очной ставки на улице возле Генеральной прокуратуры угрожал убить меня, когда мы вышли, а потом предлагал деньги, чтобы я отказался от показаний. Далее я там же пишу, что Кубанычбек Самаков просил после изменения показаний переговорить с новыми следователями и через меня подкупить их. Это все было придумано Абдырасуловым, чтобы подставить его, и отомстить за Арпачиева. Мы до такой степени заигрались, что я уже не мог это терпеть. Быть в чьих-то руках оружием, оказывается, очень тяжело. Я понимаю, тут играет солидарность прокуроров, но, помимо этого, у меня есть еще много других доказательств»,− сказал Абай Таштанбеков.
Он добавил, что еще на следствии отказался от показаний, устав выступать инструментом в руках прокуроров, после этого на протяжении 6 месяцев следствия он ни разу не был вызван на допрос, и вдруг из свидетеля стал подсудимым. Но и в качестве обвиняемого он не был вызван ни разу на допрос, если не считать вручения постановления о предъявлении ему обвинения. Абай Таштанбеков предположил, что они его не вызывали на допрос только потому, что все это всплыло бы.
«Вы (обращаясь к прокурору Медербеку Абдышеву) настояли на том, чтобы я рассказал об этом подробно, вот теперь все всплыло, но это должно было произойти гораздо раньше, если бы они меня вызвали»,− заключил он.
Напомним, Карганбека Самакова задержали после допроса в Генеральной прокуратуре вечером 15 мая 2014 года. По данным Генеральной прокуратуры, Самаков в конце 2007 года с привлечением лиц из своего близкого окружения выкупил земельные участки сельскохозяйственного назначения площадью 262,3 га для перевода в категорию «Земли населенных пунктов» и их последующей реализации. Депутата обвинили в том, что он незаконно трансформировал земли с помощью экс-президента Курманбека Бакиева и его брата Жаныша Бакиева.