В Жогорку Кенеше уже второй раз предлагают поставить памятник Бишкек баатыру, именем которого названа столица. На сей раз устным инициатором выступил депутат Дастан Джумабеков («Кыргызстан»), который считает, что люди путают Бишкек с названием инструмента, с помощью которого варят кумыс.
Согласно одной из легенд, Бишкек баатыром, имя которого позже присвоили городу, назвали в честь мешалки для кумыса.
Однажды, возвращаясь с охоты в сопровождении джигитов, хан услышал шум и крики женщины: «Бишкек! Куда же ты подевался, Бишкек?!» В это время из ближайшей юрты раздался плач новорожденного. Склоняясь с седла, Курманбек хан спросил: «Чего ты шумишь, женщина? Зачем искать то, что само отзывается? Слышишь, Бишкек тебе голос подает!».
У юрты, одинокой и небогатой, возле кумысного сабаа (кожаная посуда для кумыса) – самое чистое, всеми почитаемое, крепкое арчовое приспособление, с помощью которого доводят кумыс до нужного состояния, – сидел и слушал их, улыбаясь, счастливый отец новорожденного.
– Прими подарок, – сказал Курманбек хан родителю и бросил ему свою камчу.
Не зная, как отблагодарить хана, счастливый отец произнес:
– Да будет имя моего сына Бишкек и пусть Ваша камча принесет ему удачу!
Так, с легкой руки Курманбек хана мальчик был наречен Бишкеком.
Эта часть легенды известна народу больше, чем ее продолжение о подвигах Бишкек баатыра, который превратил пустынную территорию в процветающее селение.
Вопрос о возведении памятника поднимается не впервые, в 2012 году праздновалось 310-летие Бишкек баатыра, в тот год депутат от фракции «Ата-Мекен» Туратбек Малдыбеков предлагал почтить память народного героя и воздвигнуть ему памятник. Тогда же общественное объединение «Солто Ата» предлагало построить мемориально-исторический комплекс «Бишкек баатыр».
«Он был захоронен в Бишкеке на месте кинотеатра Иссык-Куль. В связи с этим необходимо реконструировать здание кинотеатра в мемориально-исторический комплекс», – сказал сопредседатель «Солто Ата» Ормон Шаршенов.
Таким образом, политические и культурные деятели намерены популяризовать образ народного героя, который родился в 1708 году в браке Кене баатыра и дочери Кудаке-Копуулду, живших в районе Ала-Буки – Аксы.
Согласно сказаниям, по прибытии в Чуй Бишкек поселился на просторной местности между рекой Аламедин и рекой Ала-Арча. Здесь Бишкек освоил нетронутую землю, стал заниматься крестьянством. Бишкек баатыр построил караван-сарай, через который проходила линия Великого шелкового пути. Сюда караванщики прибывали днем и ночью, здесь же началась торговля. Некоторые осели вокруг данного караван-сарая, вели хозяйство, 40 богатырей Бишкека баатыра издалека встречали караваны, размещали и провожали их с целью обеспечения безопасности.
Современные историки отмечают, что Бишкек баатыр был человеком-вожаком, сумевшим совместить крестьянство с героизмом, кочевой образ жизни с оседлостью, торговлю с созданием взаимоотношений.
Сразу после переселения в Чуйскую равнину предводитель Бишкек баатыр превратил пустынные земли в процветающие, слава поселения Бишкека баатыра в течение 10 лет разлетелась далеко. Торговый люд этот город называл просто Бишкек. Завершая торговлю и приходя в другую округу, они говорили, что приехали из Бишкека. Благодаря этому в народе эта округа стала называться Бишкеком.