Недавно появилась информация о том, что Государственный комитет национальной безопасности проводил мероприятия по установлению лиц, публикующих критику в адрес президента Алмазбека Атамбаева в социальных сетях.
По обнародованным данным, чекисты установили 10 социальных пользователей ресурса Facebook, которые разместили негативные публикации в адрес главы государства, кроме того комитет продолжает работу по установлению других 35 пользователей соцсети. 11 пользователей Facebook в Джалал-Абадской области пригласили в ГКНБ и сделали строгие предупреждения за негативные посты в адрес Атамбаева.
Половина из установленных 10 пользователей в интервью K—News рассказали, что узнали о том, что попали в список ГКНБ из интернета, и их не приглашали в ведомство для беседы. Отдельные граждане удивились, когда узнали о списке, по их словам, они не публиковали негативных отзывов о главе государства, а лишь выражали свое мнение относительно его работы. Некоторые отметили, что не делали никаких публикаций, лишь изредка комментировали посты других пользователей или ставили «лайки».
Действия ГКНБ не правомерны
Подобная ситуация вызвала бурные обсуждения как на площадке соцсетей, так и в стенах парламента. В ходе пленарного заседания депутат Аида Салянова заявила, что действия ГКНБ не законны и не правомерны.
«Действия ГКНБ не законны и не правомерны, потому что подобные полномочия должны быть прописаны в законе, а согласно закону о силовых структурах таких полномочий у ГКНБ нет. У прокуратуры да, есть такие полномочия, отстаивать честь и достоинство президента, но это делается в открытом гражданском, состязательном процессе», – сказала она.
Мнение коллеги также разделяет депутат Наталья Никитенко («Ата Мекен»). По ее словам, факт оскорбления должен доказываться в суде Генеральной прокуратурой, однако на сегодня «никаких оснований и обращений в суд, заявлений прокуратуры в отношении оскорбления чести и достоинства не было».
«Тогда на каком основании Комитет госбезопасности начинает проработку граждан? Оснований законодательных, юридических я не вижу. Факт оскорбления, еще раз отмечу, доказывается в судебном порядке. А в данном случае на запрос депутата ГКНБ ответил, что они уже проводили проверку заявлений со стороны прокуратуры. Получается, эта работа шла тайно. Мы не должны создавать атмосферу страха, когда люди боятся высказать свое мнение», – сказала парламентарий.
«Каждый должен чувствовать ответственность за свои слова»
В свою очередь член комитета по правопорядку и борьбе с преступностью депутат фракции «Онугуу-Прогресс» Тынчтык Шайназаров в разговоре с K-News отметил, что каждый человек имеет право на свое мнение, однако каждый гражданин должен чувствовать ответственность за свои слова.
«Элементарно мы должны уважать президента страны, потому что его избрал народ Кыргызстана. Кому-то это нравится, кому-то нет, но это другой вопрос. Однако уважение должно быть. Что касается деятельности ГКНБ, предметом их деятельности вообще должна быть безопасность страны, а кто будет объектом их деятельности, на мой взгляд, роли не должно играть», – отметил депутат.
Также по его словам, неуместно комментировать законность действий сотрудников ГКНБ, так как детали их работы в отношении тех граждан не известны, кто публиковал негативные посты в отношении главы государства.
«Я не знаю подробности работы, может они увидели какую-то угрозу и провели работу в рамках своей деятельности», – отметил он.
По мнению депутата, любая критика должна быть конструктивной и без оскорблений чести и достоинства другого человека.
«Я думаю, наше общество перешло рубеж цензуры. Демократия у нас на высшем уровне, нам не грозит цензура», – заключил Шайназаров.
Все в рамках закона
В свою очередь представитель президента в Жогорку Кенеша Молдакун Абдылдаев отметил, что в Кыргызстане действует закон «О гарантиях деятельности президента», согласно которому Генеральная прокуратура имеет право защищать честь и достоинство президента, а также передавать это право другим госорганам.
«Действия ГКНБ не направлены против демократии, и мы не нарушаем свободу слова. У нас есть закон о гарантиях деятельности президента, в рамках которого Генпрокуратура имеет право подать в суд на тех, кто нанес ущерб чести и достоинству президента. Кроме того, ГКНБ провело работу согласно запросу депутата, на который ведомства обязаны отвечать», – сказал он.
Ответ ГКНБ не должен был стать достоянием общественности
Также свое мнение по сложившейся ситуации в разговоре с K-News выразил экс-замглавы ГКНБ Артур Медетбеков. Как отметил собеседник, госкомитет и любые силовые структуры должны реагировать на заявления граждан.
«Скорее всего, там было заявление, и любой орган обязан реагировать на него. Тем более, насколько я понял, заявление поступило от гражданского лица, и через депутата было перенаправлено. Но ответ ГКНБ не должен был стать достоянием общественности. Депутат, обратившийся в госкомитет, должен был лично ответить гражданину. ГКНБ среагировало на обращение. Другое дело, нужно учитывать, что интернет-ресурсы не попадают под закон «О СМИ»,и там каждый пишет то, что хочет и на что горазд, и этому не стоит уделять особого внимания», – отметил Медетбеков.