Как утверждают психологи, во многом детское воспитание в дальнейшем отражается во взрослой жизни человека. От этого зависит, какие черты характера он в себе будет развивать, сможет ли реализовать заложенный в нем потенциал, и какую роль он займет в обществе.
Редакция K-News побеседовала с детским психологом школы № 62 Гузалией Ахматжановой на тему о том, как правильно найти подход к ребенку, с какого возраста начинать его сексуальное образование и когда детям можно доверять самостоятельно принимать решения.
Как понять, что ребенка что-то беспокоит и как на это реагировать?
В первую очередь заметны проявления депрессии – однообразное безрадостное настроение, печальное выражение лица. Такие дети обращают на себя внимание медлительностью, вялостью, безучастностью. Могут также возникать беспричинное беспокойство, капризность, плаксивость, негативизм.
Симптомы депрессии у детей и подростков:
- Потеря интереса к жизни, угрюмость, раздражительность;
- изменение аппетита (может, как снижаться, так и повышаться);
- вялость, потеря энергии;
- нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения или, наоборот, чрезмерная сонливость);
- снижение успеваемости в школе;
- несвойственная ранее агрессивность;
- замкнутость, нежелание общаться с друзьями, ровесниками;
- чувство собственной неполноценности, никчемности или вины;
- суицидальные мысли или попытки;
- жалобы на ухудшение состояния здоровья без объективных причин для этого.
Очень часто дети переживают из-за отношений с одноклассниками …
Нередко родители детей, испытывающих проблемы в общении с одноклассниками, признаются, что переживали такие же трудности. Я часто замечала при беседе, допустим, с мамой школьника, что сама она на родительских собраниях или, ожидая ребенка после школы, сторонится остальных, ни с кем не общается. Дети берут пример с родителей.
Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. Обидчики становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах.
В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.
Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе?
Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно.
Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.
Самое главное − положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель.
Как работать с зависимостью от интернета и компьютерных игр?
Бурное развитие информационных технологий, вместо того чтобы облегчить и упростить жизнь людей, вносит в нее все новые психологические проблемы.
Важно понимать, что зависимость − это болезнь, при которой человек уже не принадлежит себе полностью. Основной принцип лечения зависимости − замещение.
Я всегда всем родителям рекомендую отдавать детей в кружки, спортивные секции и так далее. Посещение секций или кружков поможет ребенку грамотно распределять свое время. У ребенка, занимающегося спортом, не будет времени да и желания засиживаться за компьютером или в игровых клубах.
Дополнительные занятия помогут многим детям преодолеть застенчивость, найти новых друзей. Люди, связанные общими интересами, быстрее находят общий язык, а командный дух сплачивает коллектив.
С какого возраста надо начинать сексуальное образование ребенка и как это делать?
Этот вопрос волнует очень многих родителей. Все мы знаем, что о сексе с детьми разговаривать необходимо для того, чтобы избежать различных проблем из-за детской неопытности. Участившиеся случаи ранней беременности у девочек или того хуже – заражения СПИДом – заставляют родителей бить во все колокола.
Я лично рекомендую начинать такой разговор уже лет с 14-15 лет. Многие психологи считают, что надо еще раньше, лет с 10-12. Начните разговор о средствах контрацепции, постепенно переходя к тому, для чего они нужны. Поверьте, дети даже в таком раннем возрасте уже наслышаны о сексе на улице или по фильмам с постельными сценами.
Нужно постараться объяснить ребенку, что секс – это верхушка долгих и тесных отношений. Обязательно расскажите о возможности заболевания СПИДом и другими болезнями.
Объясните, что всему свое время, вы же не заставляете его идти на работу, понимая, что он еще ребенок. Напоследок обязательно скажите, что вы его сильно любите и именно поэтому разговариваете откровенно, а также о том, что с любыми проблемами в первую очередь нужно приходить к вам, и вы ему обязательно поможете.
До какого периода родители должны воспитывать ребенка и когда начинать давать возможность ему самому принимать решения?
Есть понятие «кризис трех лет». Так как именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, и в связи с этим возникают проблемы в поведении ребенка: малыш часто капризничает, употребляет слова «не хочу», «не буду». В этом случае родители должны ясно объяснить ребенку, что можно, а что нельзя. В то же время запреты не должны сковывать его инициативу.
Возраст с 5 до 11 лет является важным этапом в становлении личности ребенка, он может начать отдаляться от родителей. Именно в этот период формируется характер, вкусы, предпочтения.
С 11 до 15 лет нельзя препятствовать складыванию новых навыков и умений, воспитывать в ребенке самостоятельность и ответственность. Родителям также нужно учесть тот факт, что дети на этом этапе подражают взрослым, и быть положительным примером.
Подростковый период и юность называют переходным, трудным или критическим возрастом. За короткий срок дети взрослеют физически, умственно, нравственно и социально. Здесь родители могут сбиться с толку, потому что перестают помогать испытанные методы воспитания, наказания не дают никакого эффекта, разговоры по душам не получаются. Подросток становится все более и более отгороженным от родителей, у него начинается своя личная жизнь, доступ в которую взрослым закрыт либо резко ограничен.
Ответственность и самостоятельность надо у ребенка воспитывать с детства, пока у него хорошая возрастная восприимчивость психики. Иначе в дальнейшем он будет ждать принятия решения от родителей.