Новый Налоговый кодекс: какие льготы получит бизнес?

Автор -
3526

В новой редакции Налогового кодекса, против которой сегодня яро выступают защитники предпринимателей, для бизнеса предусмотрена не одна дополнительная норма, предоставляющая прямые льготы налогоплательщикам.

Какие именно льготы вошли в новую редакцию кодекса и кого они коснутся напрямую, KNews рассказала председатель правления Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким.

По словам Татьяны Ким, бизнес эгоистичен и хочет льгот только для себя. Если бы он не был таким, он не был бы бизнесом. Задача же межведомственной комиссии состояла в том, чтобы взвешено предоставить льготы.

Председатель Правления Палаты налоговых консультантов Кыргызстана Татьяна Ким

«Нужно понимать, что любая льгота, предоставленная отдельному налогоплательщику, группе или отрасли является дискриминацией по отношению к другой отрасли и к другому налогоплательщику. Поэтому в целом члены межведомственной комиссии, которая разрабатывала новую редакцию Налогового кодекса, в том числе и я, против предоставления льгот как таковых», – сказала председатель Правления Палаты налоговых консультантов Кыргызстана Татьяна Ким.

В Кыргызстане сегодня сумма льгот, которая предоставляется государством бизнесу, по оценке экспертов составляет около 20 млрд сомов ежегодно. При этом поступления НДС всего оценивается в 40–50 млн сомов в год.

Тем не менее,  межведомственная комиссия, приняла решение о дополнительном предоставлении в новом Налоговом кодексе более двух десятков прямых льгот для бизнеса.

Льготы для организаций фермеров и производителей сельхозпродукции:

– снижена в два раза налоговая нагрузка по налогу на здания, помещения и автотранспорт, находящиеся в собственности или временном пользовании сельскохозяйственного кооператива;

– введена в состав субъектов, освобожденных от налога на прибыль машинотракторная станция;

– установлен механизм возмещения государством сумм налога на импорт по использованным для собственных производственных целей кормов для птицеводства, ранее импортированных в Кыргызстан;

— подоходный налог для работников сельхозкооперативов будет рассчитываться теперь от минимального расчетного дохода, что, как минимум, в 2,5 раза снизит налоговую нагрузку по подоходному налогу;

— предоставлено освобождение от налога на импорт по товарам, ввозимым сельхозкооперативами, вне зависимости от их регистрации по НДС и  стоимости ввозимого товара;

— введены новые нормы, которые предоставляют возможность уплачивать налог на землю по земельным участкам, находящимся под сельскохозяйственными постройками, не по ставкам для земель населенных пунктов, а с применением понижающего коэффициента 0,2.

«Мы предоставили льготы организациям сельхозпроизводителей, потому что Кыргызстан сегодня столкнулся с проблемой мелкотоварного производства. Страна не может поставлять сельхозпродукцию, которая составляет сегодня чуть ли не 50% нашего валового производства в страны ЕАЭС, потому что не умеем еще расфасовывать, упаковывать, сертифицировать и транспортировать нашу продукцию в соответствии с требованиями техрегламентов ЕАЭС», – рассказала Татьяна Ким.

С одной стороны, у Кыргызстана действительно есть некоторые нарушения и по упаковке и содержанию нитратов, но эта качественная сторона, а есть и другая − организационная.

«Фермеру, который выращивает 20 мешков картошки, совершенно непосильно выполнить весь цикл работ по отправке своей продукции на экспорт и сертифицировать, как положено, свою продукцию. И мы, как государство, этот недостаток должны сейчас срочно решить, чтобы выжить на просторах ЕАЭС, Кыргызстан должен создать крупнотоварное производство или хотя бы среднетоварное. Это возможно путем прямого объединения либо консолидации фермеров в сообщества на основе разных видов кооперации. Вторая форма наиболее удобна, так как в этом случае сохраняется права собственников и в тоже время она позволяет им решать общие организационные задачи. И поэтому по просьбе сельхозкооперативов им предоставлен целый ряд вышеупомянутых льгот», – пояснила Татьяна Ким.

Освобождены от налогов:

– упрощены условия освобождения от уплаты НДС некоммерческих организаций. Эти условия стали реально выполнимы, чего нельзя сказать о действующей редакции Налогового кодекса;

– предоставлено освобождение от НДС на импорт товаров, которые будут экспортированы в течение периода до 180 дней;

– снято ограничение по освобождению от НДС для пассажирских перевозок легковым транспортом (то есть от уплаты НДС освобождены таксисты);

– грантовая проектная деятельность освобождается от уплаты НДС и налога на прибыль;

– дошкольные образовательные организации освобождены от налога на прибыль вне зависимости от формы собственности;

– освобождены от налога на прибыль и налога на имущество на 2 года вновь созданные предприятия (налоговые каникулы), которые обеспечивают ежегодный объем производства не менее 10 млн сомов или предоставляют рабочие места не менее чем 20-ти работникам;

– прибыль индивидуального предпринимателя освобождена от уплаты подоходного налога;

– не подлежат налогообложению у источника дохода доходы иностранной организации, возникающие по сделкам между участниками платежных систем:

  1. систем банковских корреспондентских отношений;
  2. систем платежей по расчетам банковскими платежными картами;
  3. систем денежных переводов;
  4. систем расчетов электронными деньгами;

– в состав необлагаемых НсП операций добавлена реализация товаров, работ и услуг на территориях СТЗ, СС, СВХ, магазина беспошлинной торговли. Установлена нулевая ставка налога при поставках, осуществляемых налогоплательщиками с территории Кыргызстана в адрес субъектов СЭЗ.

Стимулирование развития финансовой системы:

– расширены льготы для банков: сумма резервов формируется банком в соответствии с требованиями НБКР, подлежит вычету;

– решены  проблемы приравнивания льгот, предоставленным классическим банковским операциям, операциям по методам исламского финансирования;

– решена проблема формирования уставного капитала за счет нераспределенной прибыли без налогообложения;

«Вы знаете, что когда накапливается прибыль, она, по большому счету, может использоваться двумя путями: может быть роздана акционерам в качестве дивидендов либо пущена на увеличение уставного капитала. И вот это увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли ввиду недостатков некоторых норм нашего Гражданского кодекса и пробелов в Налоговом кодексе, некоторые отдельные проверяющие лица трактовали как выплаченные дивиденды и начисляли  на эту сумму еще и налог на дивиденды. А это миллионы сомов», – отметила председатель Правления ОО «ПНК».

По этому поводу были налоговые споры, в том числе и в суде, часть из них продолжаются до сих пор.

«Чтобы уйти от этого, в проекте прописано прямое освобождение от уплаты налога на сумму увеличения уставного капитала за счет нераспределенной прибыли. Устойчивость и надежность банков, других финансовых организаций, например, страховых компаний,  очень важна для граждан и для экономики в целом, и поэтому данному сектору мы легко предоставили льготы», – пояснила Татьяна Ким.

Вычеты:

– расширена сфера действия дополнительного вычета на образование в случае проведения обучения на территории  Кыргызстана;

– представлено право пользования налоговым вычетом (необлагаемая площадь имущества 80 м2 для квартир и 150 м2 для жилого дома) долевому собственнику;

– прямо указано на право вычета командировочных расходов членов Совета директоров и Наблюдательного совета;

– расширена сфера применения дополнительного вычета на покупку и строительство жилья;

«В новой редакции Налогового кодекса нами было расширено применение дополнительного вычета по жилью, это касается всех граждан страны. Сегодня этот вычет составляет  230 тыс. сомов. Вычесть его из налоговой базы по единой налоговой декларации можно только при кредите, который получен на покупку жилья. Мы расширили норму, и в новой редакции она звучит так: на покупку и строительство жилья. Это означает, что мы выводим из под налогообложения все случаи заимствования, которые идут на создание жилья», – объяснила причины предоставления льготы председатель правления Палаты налоговых консультантов.

Льготы на недропользование:

– расширено предоставление льгот по уплате налога на недропользование в отношении отбора подземных вод:

  1. специализированные организации водоснабжения освобождены от уплаты бонуса (а не только роялти);

  2. коммерческие субъекты освобождены от бонуса и роялти в части водоснабжения населенных пунктов.

«Льготы по недропользованию предоставляются специализированным организациям, например Водоканалу. Такие  компании сегодня освобождены только от уплаты бонуса. Мы их освободили еще и от роялти, потому что эти организации выполняют услуги в адрес населения, потом все эти налоги ложатся в стоимость их продукции. Теперь у них есть основания не увеличивать стоимость услуг, так как за счет этой льготы у компании образуется приличный люфт в прибыли порядка 2% от всего объема выручки, это большие деньги», – сказала Ким.

Кроме того, в части водоснабжения от уплаты бонуса и роялти освобождены коммерческие субъекты, которые снабжают населенные пункты.

«Крупные градообразующие предприятия такие, например, как «Майли-Сайский электроламповый завод», ОАО «Кыргызалтын» создали вокруг себя  города и поселки, которые они полностью обеспечивали теплом и водой. Сегодня, когда эти предприятия стали коммерческими, они попали в неравные условия с другими субъектами, предоставляющими коммунальные услуги населению. Получается, что они снабжают население водой, теплом и при этом по полной тарелке платят бонус и роялти, как за коммерческие цели. Поэтому мы их освободили от бонуса и роялти», – добавила председатель.

И, наконец, еще одна прямая льгота недропользователям:

–действующая норма о перечислении в бюджет суммы неиспользованного резерва горнорудного предприятия, заменена в проекте на классический механизм: неиспользованный резерв зачисляется в доход.

Все это пока есть в проекте, какие же решения примет межведомственная комиссия по доработке проекта Налогового кодекса, мы узнаем в недалеком будущем.

По словам Татьяны Ким, хорошо, когда при разработке нормативного документа используется постоянно несколько главных концептуальных подходов ко всем правоотношениям, тогда итог получается  взвешенным,  достоверным и объективным.

«А если говорить о неком идеальном подходе, лишенном субъективизма, то, возможно, эффективнее для экономики страны было бы, если государство вместо того, чтобы предоставлять льготы отдельным группам и секторам экономики, поделило бы сумму этих льгот поровну и снизило налоговую нагрузку для всех налогоплательщиков. Тогда, например,  мы могли бы за счет всех этих льгот установить, к примеру, ставку НДС  в размере 6% для всех налогоплательщиков. Это бы привело к равной налоговой нагрузке для всех отраслей и к соблюдению принципа справедливости», – заключила эксперт.

Поделиться