Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев объявил 2017-ый Годом нравственности, воспитания и культуры. На кого и против чего нацелена инициатива? Какие ценности есть у кыргызстанской молодежи? Неужели государство будет воспитывать население?

Нужен анализ

Пока разрабатывается план мероприятий, эксперты говорят о том, что необходимо также проанализировать существующее положение дел в стране и узнать лучшие практики в мире.

«Огромный анализ нужно сделать: как обучают детей в успешных странах. Какие учебные практики используют, чтобы люди выходили из школы готовыми к вызовам и угрозам», – говорит советник президента Мира Карыбаева.

Мира Карыбаева, советник президента КР

По мнению Карыбаевой, невозможно за один год исправить и изменить то, что, к сожалению, за годы было упущено.

«Но мы заложим основу, импульс на будущее», – уверена чиновница.

«Воспитание, нравственность и хорошие манеры не приходят сами по себе, не предаются генетически, – говорит доктор исторических наук Токторбек Омурбеков, – В течение жизни это все приобретается через воспитание, через опыт старших поколений, обучение, это все происходит системно – через школу, университеты, это очень важная часть развития государства, молодежи и человечества в целом.

Многоэтажное название года

«Год нравственности, воспитания и культуры» хочет покрыть большую сферу, и пока неизвестны конкретные приоритеты, поскольку пошаговый план лишь готовится.

«Название – непростое, многоэтажное, – говорит Мира Карыбаева, – В нем много смыслов сидит, и каждый гражданин может в этих трех словах найти то, что ему нужно».

По ее мнению, первое слово «ыйман», с одной стороны, переводится как «вера», а с другой как «нравственность», и здесь важно донести до общества ту мысль, что не всегда нравственность и духовность связаны только с верой или религией.

В одном из этажей этого названия сидит еще и политическая культура – то, как ведут себя сами чиновники и политики, – заявляют авторы плана мероприятий. От того, как они себя ведут, зависит то, как будет себя вести население, в частности молодежь.

Чтобы объявленный президентом год нравственности, воспитания и культуры был эффективным, нужны идеальные политики, коих на свете не сыскать, тем более в Кыргызстане.

«В политике есть такие понятия, как политическая игра, политические интересы. Если известный политик не то сказал, не так поступил, то за этим поступком политика могут быть скрыты политические игры и расчет», − говорит профессор Кыргызско-Турецкого Университета «Манас» Жамгырбек Бокошев.

Сможет ли государство воспитать граждан?

В Советском Союзе действовала целая система воспитания населения, которая была сформирована на основе тоталитарной коммунистической идеи. Всеобщая пропаганда, система общественного порицания и государственного наказания за инакомыслие заставляли граждан соответствовать определенному облику, каким его видела партийная элита. Сможет ли государство с демократическими и рыночными ценностями указывать населению какими быть − вежливыми, воспитанными и культурными?

Доктор исторических наук Токторбек Омурбеков считает, что вопросы нравственности и воспитания были оставлены вне зоны внимания государства последние 25 лет. По мнению педагога, образовавшийся вакуум в воспитании нового поколения, может возрасти, если вопросам воспитания и культуры не уделять должного внимания.

«Когда государство отстранилось в какой-то период, появились такие отрицательные явления, как холодные, порой невежественные отношения между отцом и сыном, матерью и дочерью, между родственниками, соседями. Это говорит об упадке образования и культуры», – считает профессор Омурбеков.

Мира Карыбаева считает, что необходимо перенять опыт «азиатских тигров», которые фокусировались на человеческом потенциале.

«Никакой экономики не может быть в стране, где молодые люди не образованы, не знают, куда им двигаться, где они забывают свои собственные традиции и обычаи и готовы следовать привнесенным извне чужим жизненным стандартам», – считает советник президента.

По мнению экспертов, сегодня дети и подростки зачастую предоставлены сами себе, нет рядом с ними тех, кто мог бы привить им нормы морали, поскольку родители заняты работой и надеются на школьных учителей, а педагоги не желают выходить за рамки программы, ссылаясь на невысокую зарплату.

«Чтобы в будущем Кыргызстан успешно развивался, граждане страны, представители молодого поколения должны иметь высокую внутреннюю культуру, быть хорошо образованными, воспитанными в духе терпимости к иным мнениям и взглядам и, конечно же, знать историю и культуру родного народа», – говорят они.

Чиновники уверены в том, что государство, используя свои ресурсы, может популяризировать позитивные примеры поведенческой и правовой культуры, взаимоуважения и взаимопомощи. Можно и нужно, по их мнению, создать эффективную систему выявления и поддержки талантов и способностей у каждого ребенка, формировать современную образовательную, молодежную, демографическую, культурную и религиозную политику.

Эффективными ли были все эти «годы»?

Обозначение приоритетов к каждому году в Кыргызстане стало уже практикой. За последние 5 лет в стране были объявлены:

  • «Год истории и культуры – 2016»,
  • «Год укрепления национальной экономики – 2015»,
  • «Год укрепления государственности – 2014»,
  • «Года труженика – 2013»,
  • «Год семьи, мира и согласия – 2012».

Как укрепилась история, экономика, государственность, семейные ценности и мир в Кыргызстане по прошествии этих лет? И почему слово «культура» присутствует и в этом году?

По мнению чиновников, для формирования идеологического фундамента государства такие мероприятия необходимы и продолжение Года истории и культуры говорит о системном подходе к поднятию нравственности и духовности населения. По их словам, несмотря на имеющиеся в обществе различные явления, в прошлом году наблюдался небывалый подъем национального самосознания, всплеск интереса к родной истории и культуре, подтвердившие, что историческую память народа стереть невозможно.

А что думаете вы?

Поделитесь новостью