В начале 2016 года Кыргызстан получил от Евросоюза статус ВСП+, который дает право кыргызским производителям экспортировать в Европу по нулевым тарифным ставкам порядка 6 тыс. товарных позиций. Ранее, по данным Минэкономики, кыргызские экспортеры уплачивали таможенную пошлину в размере 14,6% по некоторым видам фруктов и овощей, и 5–9% на предметы одежды.
Спустя год после предоставления статуса ВСП+ эксперты подвели итоги использования преференций.
«В 2016 году объемы экспорта в Евросоюз кыргызских товаров по схеме ВСП+ увеличились на 53% и достигли $68 млн», – рассказал о первых результатах представитель Европейского Союза, посол Чезаре Де Монтис.
Данные представителя ЕС немного разнятся с теми, которыми владеют эксперты Кыргызстана.
«По нашим данным за 11 месяцев экспорт в Европу вырос на 53,4% и составил примерно $66,7 млн. Основные статьи кыргызского экспорта в ЕС: фасоль порядка 30%, войлочные изделия – 23%. Также на продажу в европейские государства идет мед и продукция пчеловодства, лекарственное сырье, натуральные масла, сушеные фрукты и овощи. Сколько предприятий экспортируют продукцию в Европу, мне не известно, но есть информация, что в 2016 году экспортом занимались всего 50 отечественных компаний», – рассказал K—News эксперт АЦ «БизЭксперт» Мыктыбек Осмоналиев.
По данным Нацстаткома, внешнеторговый оборот Кыргызстана со странами ЕС за январь–ноябрь 2016 года составил $269 млн. Наиболее крупными торговыми партнерами КР из числа стран-членов ЕС являются Германия (23,8% от товарооборота КР со странами ЕС), Великобритания (15%), Италия (8,6%), Франция (8,25%), Бельгия (6,6%). Экспорт со странами Евросоюза составил за отчетный период $64,3 млн.
В товарообороте Кыргызстана страны ЕС занимают 5,5%, в том числе в экспорте – 5%. Учитывая статус ВСП+, это очень низкий показатель.
Нетарифные барьеры
«Причина таких маленьких объемов экспорта в Евросоюз заключается в нетарифных барьерах, которые никто не отменял. Существуют два основных метода ограничения внешней торговли – тарифные и нетарифные барьеры. Статус ВСП+ устраняет для кыргызских экспортеров только тарифные барьеры, обнулив тарифные ставки, но Евросоюз не отменял нетарифные барьеры. В их число входят такие меры как: фитосанитарный и ветеринарный контроль, стандарты ХАССП И ИСО и так далее. Именно из-за нетарифных барьеров, которые сегодня существуют, кыргызские предприниматели не могут экспортировать свои товары в Европу. Мы с вами знаем, что наша продукция качественная и безопасная, но для ЕС необходимо подтвердить это документом», – подчеркнул специалист.
Добавим, Европейский союз требует от кыргызских производителей качественную продукцию, безопасность которой необходимо подтвердить. При этом, по данным за 2015 год, только 11 предприятий республики внедрили систему ХАССП.
«В Кыргызстане только приступили к внедрению ХАССП, но у нас эта система контроля качества действует уже 20 лет. Если кыргызские предприниматели не умеют производить по таким гигиеническим стандартам, то никто не примет такую продукцию в Европе», – пояснил представитель миссии Европейского Союза Руггеро Малосси (Ruggero Malossi).
Внедрение ИСО стандарта
Кроме того, в Кыргызстане из всех лабораторий действующих сегодня, ни одна не может проверять продукты по стандартам ИСО.
«Для разных рынков сбыта свои требования. К примеру, чтобы попасть на китайский рынок, нужны одни стандарты, на рынок Европы − другие. В республике обновили лаборатории, отремонтировали здания, установили новое оборудование, но нет аккредитации, чтобы выдавать нужные сертификаты и заключения. Сама процедура прохождения аккредитации несложная, но соответствовать стандартам и качеству, требуемых ЕС, очень тяжело. Если лаборатория получит такую аккредитацию, это означает, что результаты проведенных анализов будут приниматься автоматически, без проверок», – отметил Осмоналиев.
Перед тем как подавать заявку на прохождение аккредитации кыргызским лабораториям необходимо для начала внедрить стандарт ИСО, сегодня они работают по госстандартам.
«Мы посетили и ознакомились с работой нескольких лабораторий в Бишкеке и Оше. Часть из них готова к работе с товарами для рынка ЕАЭС, но не для Европы. Дело в том, что все кыргызские лаборатории работают сегодня по госстандарту. Для того же чтобы экспортировать продукцию в ЕС необходимо внедрять стандарт ISO, но это не просто. Стандарт ISO на английском языке перевода на русский язык нет, что усложняет его внедрение», – проинформировал представитель миссии Европейского Союза.
Пока в республике нет лабораторий, которые могут проводить необходимые анализы для экспорта в Европу, кыргызские экспортеры отправляют свою продукцию в лаборатории в Ташкент, Алматы, Турцию и Россию.
Доходы от ВСП+ $400 млн?
Как только Кыргызстану был предоставлен статус ВСП+, специалисты, в частности эксперты Азиатского банка развития, сделали достаточно оптимистичные прогнозы: Кыргызстан в рамках ВСП+ уже в первые годы сможет получить доход в $400 млн. При объеме экспорта в $68 млн сложно мечтать о таких доходах, но все же решили поинтересоваться у эксперта насколько вероятен такой сценарий.
«Кыргызстан может достичь таких результатов, но при некоторых условиях. Во-первых необходимо поднять цепочку добавленной стоимости. Это очень большая проблема для республики. В основном Кыргызстан экспортирует сырье, таким образом, в торговле цепочка добавленной стоимость очень низкая. Основная наша задача, как страны, изменить это. Нам нужно не просто выращивать и продавать фасоль, той же Турции, а выращивать ее, фасовать или консервировать и продавать на рынках сбыта уже готовый продукт», – пояснил Мыктыбек Осмоналиев.
Сегодня же основная прибыль достается странам, которые закупают у нас сырье. Они делают всю остальную работу и остаются в плюсе, нежели Кыргызстан.
«Мы четко знаем, что Кыргызстан страна маленькая и количество производимых у нас товаров небольшое. Мы ни то, что Европу обеспечить не можем, мы даже Казахстан востребованной продукцией снабдить не можем. Из-за мелкотоварного производства мы не можем удовлетворить большие объемы. Однако то, что мы сегодня являемся членами ЕАЭС, обладаем статусом ВСП+, дает возможность стать логистическим центром. Мы можем привлекать в страну инвесторов для организации совместного производства и экспортировать продукцию по нулевым ставкам в ЕС. И тогда сценарий получить доход в $400 млн от ВСП+ вполне реалистичный», – заключил специалист.
На сегодняшний день, из стран СНГ статус ВСП+ получили такие страны как: Грузия, Армения, Кыргызстан. Всего в мире таких государств 16. При этом статус ВСП+ предоставляется не навсегда, его каждый год надо подтверждать. ВСП+ требует от Кыргызстана полного выполнения своих обязательств по 27 международным конвенциям по правам человека, эффективному управлению, трудовым и экологическим стандартам. За несоблюдение хоть одного критерия страну могут в одностороннем порядке лишить данного статуса.
Необходимо отметить, что Кыргызстан и ранее являлась пользователем основной схемы Всеобщей системы преференций (ВСП) с 1993 года. Основной ВСП ЕС предоставляет преференции всем развивающимся странам. ВСП распространяется примерно на более 6 тыс. товаров, из которых по 3 тыс. 300 товарным позициям предоставляется беспошлинный доступ, а по 3 тыс. 700 применяются сниженные ставки таможенных пошлин. ВСП+ в отличие от основной ВСП обеспечивает беспошлинный доступ для товаров, по которым стандартный режим ВСП предоставляет лишь снижение тарифа, а также для других товаров, которые не включены в основную ВСП.