Вам знакома ситуация, когда вы пожалели о покупке какой-то вещи? Или продавец отказывается менять не подошедший вам товар? При таком раскладе, знающий свои права покупатель, может отстоять обмен или возврат покупки.
В честь Всемирного дня защиты прав потребителей редакция K-News поговорила с главным специалистом Управления рекламы, защиты прав потребителей, недобросовестной рекламы Зариной Калмуратовой, которая рассказала об основных правах покупателей.
Иногда продавцы вешают табличку «Товар обмену и возврату не подлежит». Законно ли это?
Это является грубейшим нарушением закона. Если покупатель понял, что товар не подходит ему по цвету, габариту или другим параметрам, то в течение 14 рабочих дней он может обменять товар. Если подходящей замены нет, то он вправе вернуть свои средства. Но вещь не должна терять товарный вид, то есть она не была в употреблении и этикетка еще не сорвана. На продовольственные товары этот закон не распространяется.
Также можно вернуть товар, если продавец вам дал неправильную информацию о нем или это произошло несвоевременно. Иногда покупатели просят подобрать им недорогой телефон, который будет поддерживать WhatsApp, фото, видео. Ему предлагают купить аппарат за 3 тысячи сомов, но потом выясняется, что у него нет требуемых функций. В этом случае покупатель имеет право вернуть товар.
Если был обнаружен заводской брак, то покупатель также вправе вернуть свои средства. Но, к сожалению, здесь у нас есть затруднения в случае со сложнотехническими товарами, в частности с сотовыми телефонами. Необходимо заключение эксперта, а сервисные центры имеют только компании Sumsung и LG. Был случай, когда нам попался добросовестный продавец, который за свои деньги отправил сотовый телефон в Дубай на экспертизу.
Перечень товаров, которые не подлежат обмену и возврату согласно закону «О защите прав потребителей»:
- Ювелирные изделия
- Мебель
- Метражные товары
- Косметические средства
- Канцелярские товары
А если покупка была совершенна на базаре и у покупателя нет чека?
Да, при возврате товара, у покупателя должен быть чек, удостоверяющий то, что вещь была куплена в определенном магазине. Но в своей практике мы видим, что многие продавцы не выдают чеки, но даже в таком случае мы рассматриваем заявление. Бывает, что люди приходят к нам с покупками и с Дордоя, и с Ошского базара.
Расскажите о процедуре, как человек возвращает свои средства?
Мы принимаем письменные заявление, сообщения через WhatsApp, а также через наш сайт. Все заявления мы рассматриваем и стараемся удовлетворить требования. В письме все требования должны быть обоснованными, также должна быть информация о том, где был куплен товар и контактные данные. Потом мы вызываем продавца и покупателя, и с участием сторон мы объективно рассматриваем дело.
Пытаются ли злоупотребить данным законом покупатели?
Недобросовестными бывают и покупатели, и предприниматели. Был случай, когда девушка хотела вернуть платье, говоря, что оно еще не ношенное. Мы провели экспертизу, и оказалось, что в составе ткани был стиральный порошок, то есть оно было уже стиранное. Предприниматели тоже иногда подают на нас в суд за незаконное принятие решения антимонопольным органом.
Базары, наверное, доставляют много неудобств в вашей работе?
Рынок существовал, и будет существовать. Люди берут патенты или у них есть договора с собственниками рынка. Наша проблема – это стихийная торговля, продавцы работают не регистрируясь. Они сегодня есть, а завтра их нет. Но здесь должно работать уже местное самоуправление.
Какие еще препятствия встречаются?
Многие товары импортные, там отсутствует маркировка на русском или кыргызском языках. Это считается не предоставлением своевременной информации. Например, в случае со строительными материалами, при наступлении холодов может выясниться, что они трескаются, а продавец не сказал об этом при покупке, и на маркировке нет понятной информации.
Сейчас вышло постановление, согласно которому все предприятия должны устанавливать у себя POS-терминал, чтобы не снимая деньги с карточки можно было производить оплату. Препятствие в том, что наши предприниматели, может быть с целью скрыть свои доходы, не устанавливают их. В этом году все хозяйствующие субъекты должны установить терминалы. Это касается всех магазинов, торговых центров, медицинских учреждений, аптек.
Кто чаще всего к вам обращается и с какими проблемами?
Часто к нам обращаются бабушки и дедушки. Например, они говорят, что не пользуются светом в подъездах, потому что по вечерам все равно не выходят из квартиры. По закону, потребитель оплачивает фактически полученный товар или услуги. Мы поговорили с ТСЖ (Товарищество собственников жилья), чтобы они не выставляли счет обратившимся.