В Кыргызстане разработали Банковский закон, который вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования. Однако у банков будет время привести свою деятельность в соответствие с требованиями закона. На эти цели им отведены еще полгода после вступления закона в силу. Для чего Кыргызстану нужен Банковский закон и кого коснутся нововведения, разбирался K–News.
Назрела необходимость реформирования банковского законодательства в целом. Поправки, внесенные за последние годы, создали много противоречий и коллизий, что весьма осложнило практическую деятельность. Разработка и внедрение Банковского закона необходима для стабильности и устойчивости банковского сектора республики и дальнейшего его развития.
В текущем году общий уровень финансового посредничества (активы/ВВП) составил 30%.
Требования к раскрытию информации
Новый банковский закон устанавливает основные требования к раскрытию информации, а именно:
- общие условия предоставления банковских услуг теперь являются открытой информацией;
- полное раскрытие информации клиенту до заключения договора;
- банки должны убедиться в полном понимании клиентом условий предоставляемых услуг, рисков, связанных с ними, и ответственности по принятым обязательствам.
Запрет на изменение условий договора
Кроме того, согласно нововведениям банкам запрещается в одностороннем порядке изменять условия договора, если это ухудшает положение клиентов.
«Одним из существенных изменений являются нормы, посвященные защите прав и законных интересов клиентов, и прежде всего физических лиц. Закон запрещает банкам в одностороннем порядке изменять договорные условия, если это ухудшает положение клиентов. Эти нормы очень важны, так как они основываются на таких принципах взаимодействия банков с клиентами, как честность, добросовестность, прозрачность, достоверность, справедливость, партнерство, учет экономических интересов и возможностей, социальная ответственность», – комментирует норму Национальный банк республики.
Добавим, согласно пункту 21 положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» от 24 июня 2015 года:
«Финансово-кредитное учреждение не вправе в одностороннем порядке изменять условия кредитного договора, если это ухудшает права и/или увеличивает обязанности заемщика».
Клиенты в свою очередь обязаны принимать взвешенные и ответственные решения при обращении к банковским услугам.
Усовершенствованы нормы об учреждении банков
Также согласно вновь принятому закону будут усовершенствованы/ доработаны/ дополнены основные нормы об учреждении банков.
Новые условия при открытии банка следующие:
- ужесточены требования к учредителям;
- доработаны и уточнены порядок лицензирования банков и основания для отказа в выдаче банку разрешения на учреждение банка и отказа в выдаче лицензии;
- вновь созданным банкам запрещено использовать в наименованиях слов «Кыргызстан», «мамлектеттик» и «государственный» (без исключений), а также аббревиатур «НБКР» и «ЦБРК».
Также в статье 78 вновь принятого закона предусмотрена норма о том, что требования к официальным наименованиям банков дополнительно могут устанавливаться Нацбанком.
«Хотелось бы отметить, что новых требований к вновь открываемым и действующим банкам гораздо больше в новом законе, в том числе касающиеся требований к должностным лицам и их фидуциарной ответственности, порядку формирования капитала и получения согласия на значительное участие, введено понятие порогового участия в капитале. Установлены новые требования по организации деятельности банков, прописаны обязательные комитеты и службы», – прокомментировали в главном банке страны.
Банковская тайна
Эксперты отмечают, что был усовершенствован институт банковской тайны. Так, в разделе IV закон «О Национальном банке КР, банках и банковской деятельности», посвященном вопросам банковской тайны:
- закреплено само понятие банковской тайны, пределы распространения установленных требований;
- определены нормы, раскрывающие положения о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну;
- установлены требования к запросу о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну. Помимо сведений о лице, обращающегося с запросом, об адресанте запроса, запрос должен содержать сведения о цели использования информации, составляющей банковскую тайну, его правовых основаниях запроса, сведения о субъекте информации;
- определены случаи, когда передача информации не считается предоставлением и разглашением банковской тайны;
- — установлены требования для банков об обеспечении защиты и конфиденциальности передаваемой информации;
- установлены требования для любых иных лиц, которым была предоставлена и/или раскрыта информация, об обеспечении ее надлежащей защиты и конфиденциальности;
- закреплены вопросы ответственности за незаконное разглашение или использование информации, составляющей банковскую тайну;
- закреплены положения об обмене кредитной информацией, который не считается разглашением банковской тайны.
Как отразится на инвесторах
Роль банков как финансовых посредников, их социально-экономическая миссия очень важна в экономической жизни страны, в развитии экономики в целом.
«Для устойчивого развития страны и обеспечения устойчивого экономического роста республики необходима стабильно функционирующая, эффективная банковская система, отвечающая всем современным требованиям в данной сфере. Однако для этого необходимо эффективное банковское законодательство, гармонично сочетающееся с законодательством в целом.
Государство и гражданское общество, субъекты предпринимательства, внутренние и внешние инвесторы, международные организации заинтересованы в том, чтобы банковский сектор республики функционировал эффективно и надежно, предоставляя клиентам качественные банковские услуги», – информирует НБКР.
Принятые законы направлены на реформирование банковского законодательства в целях обеспечения дальнейшего устойчивого развития экономики Кыргызстана.
«Хочется надеяться, что иностранные инвесторы, акционеры иностранных банков по достоинству оценят прогрессивность Банковского закона. Новые концептуальные нововведения, внедрение новейшей международной банковской практики, внесут свой весомый вклад в укрепление инвестиционного климата и повышения доверия к банкам внутренних и внешних инвесторов, населения страны в целом», – заключили специалисты НБКР.
Справка: В начале марта 2013 года проект Банковского закона был направлен в аппарат правительства страны. Постановлением правительства №529 проекты Банковского закона и закона «О введении в действие Банковского закона КР» были внесены на рассмотрение Жогорку Кенеша.