Политолог о преемнике президента, коррупции, транспарентности и реформах

Автор -
1056

Политолог Игорь Шестаков прокомментировал речь президента, озвученную на заседании Национального совета по устойчивому развитию КР относительно преемника президента, борьбе с коррупцией, транспарентности власти и реформах.

О преемнике

По словам эксперта, сегодняшняя речь президента шла в русле прозвучавших ранее заявлений, где президент обозначил, что не будет оставлять приемника, а кто станет следующим президентом, покажут выборы.

«Атамбаев четко дал понять, что он не намерен назначать приемника. Появление преемника в публичном пространстве вызовет разговоры о том, что действующий глава государства, таким образом, пытается сохранить власть. Но если мы возьмем выборы 2015 года, то мы видели, что в парламентские баталии проходили на конкурентной политической основе. То есть был заложен принцип конкурентности. Он был заложен еще в 2010 году и в 2015 году продолжен», – сообщил Шестаков.

Он напомнил, что президентские выборы 2011 года так же проходили в условиях высокой конкурентной борьбы. И это подтверждает тот факт, что Атамбаев является сторонником открытой конкуренции на выборах.

«Потому что это один из залогов того, что страна не будет находиться в очередном революционном проекте. Потому что как раз 2005 год и события 2010 года связаны с тем, что в тот момент и Акаев и Бакиев не собирались расставаться с властью, а собирались ее передавать по наследству своим ближайшим родственникам. Атамбаев понимает, к чему такие модели ведут и поэтому он выступает за политическую конкуренцию», – пояснил политолог.

Тем не менее, политолог считает, что те кандидаты, которые будут выдвигаться от политической партии СДПК так или иначе будут считаться преемниками президента.

«Мне кажется не факт, что СДПК вообще сами будут кого-то выдвигать. Здесь пока вопрос открыт», – добавил Шестаков.

Касаемо выборов президента, по мнению политолога должна идти речь о кандидате, который выступит в роли консолидатора политических элит страны и в целом электората.

«Именно в 2011 году таким человеком был Атамбаев, который вокруг себя объединил представителей ведущих политических партий, поддержавшие его кандидатуру, так же у него была широкая общественная поддержка и в том числе его поддержали основные страны партнеры Кыргызстана. Поэтому здесь речь не может идти в принципе о каком-то одном человеке, а здесь, скорее всего речь должна идти об определенной политической силе», – сказал Шестаков.

Про борьбу с коррупцией

За последнее время общественность стала свидетелем громких уголовных дел в отношении людей, которые занимали ключевые посты в государстве. Политолог указывает, что такой активности в борьбе с коррупцией во власти, не было при прошлых президентах.

«Да, на депутатов заводились уголовные дела, но они ничем не кончались. Здесь они доведены до конца. Но пока еще рано еще говорить о том, что борьба с коррупцией перешла на системный уровень. Мне кажется, речь идет о первых шагах, которых не было раньше. Но еще многое предстоит сделать, чтобы борьба с коррупцией действительно шла на системном уровне», – добавил политолог.

По мнению политолога, в борьбе с коррупцией не малую роль играет и общественность.

«Система взяточничества — это не одностороннее движение, те, кто вымогает взятки для них не должно быть поводов для этого. И поэтому здесь еще от самого общества многое зависит, насколько оно готово отказаться. Бывают случаи, когда люди, которые обращаются за госсуслугами, сами являются причиной этих взяток, так как так проще решить какие-то вопросы», – пояснил Шестаков.

Транспарентность

По словам эксперта, за годы президентства Атамбаева впервые появилась транспартеность власти. Появилась система закупок, и сайты, через которые можно отслеживать тендеры государственных компаний.

«Мы помним резонансные случаи, когда общественность узнавала через социальные сети о закупках дорогих компьютеров, неоправданно дорогих кресел в ЖК. Вот эта вся информация сейчас в открытом доступе. Раньше этого не было, и я думаю это как раз те шаги, которые являются очень важным знаком в противодействии коррупции и должностным нарушениям», — говорит политолог.

По его словам, деятельность власти стала более прозрачной, появились возможности мониторить, обсуждать действия государственных органов и чиновников.

«Дело в том, что надо смотреть на ситуацию в стране на протяжении всех 25 лет независимости. Те, кто сегодня выступает с критикой действующего правительства, президента и парламента, им надо учитывать то, что делалось раньше. И естественно, за несколько лет побороть коррупцию на системном уровне невозможно. Я еще раз хочу сказать, что многое сделано за последние пять лет. Государственные тендеры стали в электронном виде, появилась прозрачность. Самое важное это то, что сделаны первые шаги в этом направлении, реальные и конкретные. Созданы наблюдательные советы, которых раньше вообще не было», – сказал Шестаков.

Политолог напомнил прецеденты отставки ряда министров именно из-за наблюдательных советов, которые выдвигали претензии в адрес руководителей министерств и у них там возникали вопросы по их деятельности.

«Это положительные факторы, потому что началось движение вперед», – отметил политолог.

Реформы

Слабое течение реформ политолог связывает с частой сменой правительства, которое наблюдалось с 2012 по 2016 годы.

«Национальная стратегия развития (НСУР) — это был достаточно хороший документ. Но у нас происходила чехарда в последние 6 лет с главами правительства. Вы помните, что у нас правительство работало по 6-8 месяцев. Поэтому это был один из минусов, который отрицательно влиял на реализацию этих реформ», – считает Шестаков.

По его мнению, основными причинами смены правительства — интриги прошлого состава ЖК.

«Эти все вещи отрицательно сказывались на реализации основополагающих реформаторских проектах. Потому что для реформ должна быть устойчивая исполнительная власть. Те реформы, которые были проведены в рамках конституции, которые должны способствовать устойчивой работе правительства, они мне кажется, были сделаны своевременно и вполне логичны. И если правительство обретет устойчивость, то тогда можно будет говорить уже о системном продвижении остальных реформ. То есть устойчивость правительства дает возможность проводить реформы», – заключил Шестаков.

Напомним, сегодня состоялось заседание Национального совета по устойчивому развитию КР.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться