Тимур Шайхутдинов: Есть огромный потенциал общества для поддержания правопорядка

Автор -
682

    Под таким лозунгом в Кыргызстане не первый год осуществляется программа по развитию социального партнерства для поддержания правопорядка и профилактики правонарушений. Суть инициативы, которую осуществляют Управление ООН по наркотикам и преступности и Гражданский союз «За реформы и результат», заключается в привлечении и мобилизации местных сообществ для сокращения числа преступлений в их регионе.

    Подробнее о программе и ее результатах, а также планах на будущее K-News рассказал координатор Гражданского союза «За реформы и результат» Тимур Шайхутдинов.

    Первые ласточки

    Работа началась еще в 2015 году с 12 пилотных муниципалитетов. Это населенные пункты из каждой области Кыргызстана. Везде соблюдался принцип участия трех сторон. Первое – это госорганы в лице территориальных отделений милиции, далее – это местное самоуправление. А также жители и гражданское сообщество, НПО, общественно-профилактические центры (ОПЦ).

    Первой задачей было убедить местное самоуправление создать рабочую группу, так как это был основной инструмент для участия всех. В состав рабочей группы вошли и представители МСУ в лице депутатов местных кенешей, и представители ОПЦ, к коим относятся суды аксакалов, женсоветы, молодежные комитеты. Хотя, конечно, где-то их не было, потому что сами ОПЦ – их по стране более 500 – часто структуры формальные и работают слабо. Сейчас эту проблему пытаются решать, вкладывается много ресурсов, в том числе от донорского сообщества, совершенствуется законодательство, чтобы реанимировать эти структуры.

    Рэкет, суициды, ДТП и скотокрадство

    Мы проводили исследования на местах — и это была огромная работа – опрашивали местных жителей, милиционеров, узнавали, что их волнует. Запрашивали и статотчетность, но важно подчеркнуть, что статистика бывает спорной: где-то приуменьшается, где-то преувеличивается, а по отдельным вопросам ее может не быть вовсе.

    Оказалось, что в 12 муниципалитетах наиболее распространенные проблемы связаны с молодежью и несовершеннолетними, в том числе это школьный рэкет.

    По распространенности дальше идут проблемы скотокрадства, ДТП и пробки. По поводу последнего поясню, что это касалось тех населенных пунктов, которые, например, расположены на крупной трассе. Или, допустим, есть автовокзал, где постоянно образовываются заторы.

    Следующая проблема, и честно говоря, для нас было открытием, что местные общины готовы это обсуждать, это семейное насилие. Раньше об этом предпочитали умалчивать.

    Далее идут проблемы наркомании, суициды. Последний пункт обсуждать открыто решились лишь в Ноокате, хотя данная проблема довольно остро стояла еще как минимум в двух муниципалитетах.

    Спасение утопающих…

    После приоритизации проблем были выработаны совместные планы на 2016 год. Кстати, сейчас идет работа по подведению итогов и результаты должны быть оценены местными сообществами. Если с их стороны будет получен соответствующий запрос, то работа будет продолжена.

    В реализации совместных планов мы обеспечивали обучение, консультации, обсуждение предстоящей работы. Как правило, мы не финансировали сами меры. И самой сложным вопросом, от которого зависело насколько будет устойчивой инициатива, было финансирование. Большим завоеванием стало то, что МСУ осознали свой интерес в реализации совместных планов и стали закладывать средства на их финансирование на 2016 год!

    Самое минимальное, что было выделено, это 40 тысяч сомов. Для годовой суммы это, конечно, мало, однако, когда речь идет о местном бюджете, а прежде никогда не было такого опыта, для нас и это явилось прогрессом. А максимальная сумма доходила до 2,5-3 миллионов сомов. Кстати, мало кто знает, местное самоуправление должно содействовать в решении проблем в сфере правопорядка и профилактики правонарушений. От них этого требуют Законы «О местном самоуправлении» и «О профилактике правонарушений». Помимо этого, есть различные постановления правительства, который на практике чаще всего эти нормы не работают. А мы им говорили, что это легально, вы имеет право это делать. Более того, вы ОБЯЗАНЫ это делать, а мы лишь оказываем помощь.

    Дом для участкового и «форум-театр»

    Были примеры совершенно удивительные, и я бы сказал вдохновляющие…

    Вот, например, Кулундинский айыльный аймак, село Максат Этот населенный пункт находится на самой границе с Таджикистаном, можно сказать, самая южная точка нашей страны. Есть участки, где до сих пор не определена государственная граница! Следовательно, там масса проблем, а местный участковый приезжал к ним откуда-то, так как в том районе у него не было своего жилья. Все это, естественно, влияло на оперативность его работы, на скорость решения проблем.

    И тогда МСУ не только этого аймака, но и соседних, плюс само население  начинают понимать, что этот милиционер, действительно, им нужен и нужен там. В итоге, они вкладывают свои средства, свои ресурсы, этаким методом ашара, строят ему… дом! Теперь это УПМ – участковый пункт милиции, где милиционер живет и принимает жителей. И он работает на благо местной общины, он почувствовал свою ответственность перед людьми, меняется его отношение к работе, к жителям.

    Или возьмем пример Уч-Коргона – крупный аймак, куда входят 12 сел, полиэтничный, многонациональный. Одной из проблем, которую они определили для себя, была проблема школьного рэкета. В рабочей группе были директора школ, которые признавали, что есть ребята с трудным поведением. Каков у нас стандартный подход? Приходит участковый, начинает пугать школьника, мол, на учет поставлю и так далее. В итоге это ни к чему не приводит, потому что ребенок наоборот начинает ожесточаться, ведь психология подростка — это протестная психология.

    Тогда они создали группу волонтеров, которую мы обучили совместно с организацией Saferworld, и эта группа, включая подростков, стала решать проблемы школьного рэкета через формат «Форум-театр». Форум–театр представляет собой дискуссию в виде театральной постановки, где каждый участник может остановить действо и высказаться по обсуждаемой проблеме. Идея заключается в том, что по результатам форум-театра должны быть обговорены варианты решения проблемы.

    Позже учителя признавали, что были случаи, когда ребята, которые раньше занимались школьным рэкетом, стали меняться, потому что они почувствовали ответственность. К ним стали обращаться не как к хулиганам, а стали давать

    задания и они направляли свою энергетику в созидательное русло

    Другие случаи связаны с самомобилизацей местных предпринимателей, например, при ремонте опасных участков трасс. Все это говорит о том, что есть огромный потенциал общества для поддержания правопорядка, просто раньше об этом мало задумывались, а возлагали ответственность исключительно на правоохранительные органы.

    Модели и планы на будущее

    Конечно, мы не изобретали велосипед и изучали похожий опыт в других странах, где когда-то наблюдалось неприятие полиции значительной частью населения. Там принцип «собезопасности», когда община участвует в вопросах правопорядка совместно с полицией, уже давно реализован. Это было частью общей государственной программы, схема была реализована с самых нижних уровней до национального, и вопросов, зачем это надо делать, не возникало. Снизу-вверх — люди говорили о проблемах, а сверху -вниз – появлялись стратегии, законы.

    У нас это пока не распространено масштабно. Но мы разрабатываем полноценную модель, более того уже есть некие заделы. Другой вопрос, примут ли этот подход или нет…

    Уже есть идеи, в каком направлении менять законодательство, кто должен координировать вопросы профилактики на национальном уровне и так далее. В прошлом году мы получили заинтересованность от Совета безопасности (тогда он был Совет обороны) разработать предложения по организации профилактики преступности. Имеются определенные ожидания от вице-премьер-министра Жениша Разакова, с ним у нас состоялись консультации.

    Бишкекская инициатива

    Развитие социального партнерства для поддержания правопорядка и профилактики правонарушений в Бишкеке решили начать со Свердловского района столицы, куда, как известно, входят множество жилмассивов, новостроек и крупные рынки. Аким района Самарбек Болотбеков уже сформировал рабочую группу, которая до конца мая 2017 года путем опроса местных жителей должна будет определить проблемы, которые больше всего волнуют «свердловчан» и на их основе разработать совместный план действий.

    «В одном этом районе жителей немногим меньше, чем во всех отобранных нами ранее 12 муниципалитетах вместе взятых! И для нас это в какой-то степени вызов – сможем ли, получится ли? Тем более, Бишкек отличается от регионов мобилизацией. В селах люди более активны в подобных инициативах, легки на подъем, и мы в этом убедились», — говорит Тимур Шайхутдинов. «Но мы возлагаем большие надежды на Бишкек, интерес местных властей и активных жителей имеется, а это главное условие успеха».

    В планах у активистов – предложить новый подход поддержания правопорядка всем районы столицы и всему городу в целом.

    Поделитесь новостью