Советник президента Фарид Ниязов высказал свое мнение о дискуссии вокруг даты президентских выборов, сообщает пресс-служба главы государства.
«В последние дни вновь поднялся вопрос о дате выборов президента страны, который обсуждался почти 6 лет назад в Жогорку Кенеше. В 2011 году разговоры завершились принятием конституционного закона, в котором ЖК четко прописал, что президентские выборы «проводятся в третье воскресенье ноября года, в котором истекает срок полномочий президента, на который он был избран» (часть 1 статьи 48). Данный закон был инициирован группой депутатов (в числе которых был и лидер «Ата Мекена» Омурбек Текебаев) и подписан тогдашним президентом КР Розой Отунбаевой», – говорится в сообщении.
Это конституционный закон, принятие которого предусмотрено Основным законом страны и согласно ему Жогорку Кенеш обязан назначить выборы президента на 19 ноября 2017 года.
«В то же время президент Алмазбек Атамбаев неоднократно заявлял о возможности принятия поправок в конституционный закон и, соответственно законодательного определения новой даты выборов. Насколько нам известно, лидером фракции СДПК Исой Омуркуловым в Жогорку Кенеш внесено официальное предложение о такой поправке и назначении выборов на «третье воскресенье октября», то есть на месяц раньше, чем в действующем законе. По мнению многих политиков и экспертов, эта дата выглядит как наиболее оптимальная», – отметил Ниязов.
Общеизвестно, что инициатором реформы избирательной системы и гарантом чистых выборов в Кыргызстане выступает президент Алмазбек Атамбаев. Именно от президента народ ждет гарантий честных выборов и именно с его именем в народе связывают позитивные изменения выборного процесса. Поэтому он всегда ставит эти вопросы перед правительством страны, Центризбиркомом и другими государственными органами.
«И только в случае принятия Жогорку Кенешем вышеуказанной поправки, только тогда можно будет говорить об изменении даты выборов и ставить соответствующие задачи. Но пока в силе действующий закон, президент и все государственные органы руководствуются им. Более того, статья 62 Конституции Кыргызской Республики жестко подчеркивает: «Порядок выборов президента определяется конституционным законом». Касательно возобновленной дискуссии хотел бы отметить, что выглядит она как обыкновенная политическая спекуляция и провокация. Тем более на фоне внесенного Омуркуловым предложения об изменении даты выборов», – пояснил советник.
Во-первых, одним из инициаторов принятия действующего конституционного закона был, повторяю Текебаев. То есть, у истоков даты 19 ноября стоял лидер «Ата Мекена»!
«Во-вторых, кто мешал фракции «Ата Мекен» выступить за изменение конституционного закона раньше? Никто не мешал! В третьих, очень похоже на то, что депутаты «Ата Мекена», включая разработчика и «ответственного» от Временного правительства за подготовку проекта Конституции в 2010 году, хотели просто внести очередную смуту в политическую жизнь Кыргызстана. По привычке, так сказать. Ничего полезного от них граждане уже и не рассчитывают услышать», – заявил Ниязов.
В четвертых, определение срока, на который избирается президент или парламент абсолютно не мешает тому, что законодательство многих стран мира допускает сохранение полномочий действующих президентов или депутатов до вступления в должность вновь избранных их преемников. В каждой стране в разных случаях. В России, например, конституция также определяет срок избрания на 6 лет, но в случае несостоявшихся выборов, федеральный закон предусматривает продолжение исполнения действующим президентом своих полномочий до инаугурации вновь избранного президента.