Договор о коллективной безопасности подписан главами России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Армении 15 мая 1992 в Ташкенте. Годом позже к нему присоединилась Белоруссия, а в 1999 году Договор покинул Узбекистан. Таким образом, в объединение входят шесть государств: Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Белоруссия и Армения.
В мае 2002 года на московской сессии ДКБ принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную структуру – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В октябре того же года в Кишиневе подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ.
В нынешнем году отмечается 25-летие Организации договора коллективной безопасности. 25 мая 2017 года в Бишкеке состоялся круглый стол, посвященный этой знаменательной дате. Участники форума «Договору о коллективной безопасности 25 лет: достижения и перспективы» обсудили итоги и перспективы деятельности ОДКБ, а также роль Кыргызстана в работе Организации. Организатором мероприятия выступил Клуб региональных экспертов КР «Пикир» совместно с МИД КР.
Открывая дискуссию, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Игорь Шестаков отметил, стратегическую роль ОДКБ в обеспечении безопасности и укреплении обороноспособности стран на всем постсоветском пространстве.
«Вызовы и угрозы, а это, прежде всего, терроризм и радикальный экстремизм, характерны не только для какого-то отдельного государства, они как раз таки характерны для большинства стран всего постсоветского пространства. И все мы понимаем, что противостоять вызовам и угрозам, которые сегодня существуют, можно лишь согласовывая свои основные действия и планы в вопросах безопасности», – уверен эксперт.
Некоторые эксперты, отмечают, что сегодня региональное сотрудничество в сфере безопасности наталкивается на некоторые препятствия, как, например, некоторая несогласованность национальных законодательств с нормативно-правовой базой ОДКБ. При этом, специалисты добавляют, что это даже не проблема, а скорее задача, которая планомерно решается.
«Идет планомерная системная работа, которая уже приносит свои плоды. Мы сейчас на уровне межпарламентской ассамблеи работаем над нормативно-правовым обеспечением и формированием условий эффективного функционирования системы коллективной безопасности. Хотелось бы отметить, что Кыргызстан принимает в этом процессе активное участие, на паритетной основе вносит свои предложения, которые совместно обсуждаются и принимаются. Нужно продолжать работать на платформе взаимного доверия», – подчеркнула депутат ЖК КР, член парламентского комитета по обороне и безопасности, Ирина Карамушкина.
Стоит отметить, что в рамках функционирования ОДКБ государства-члены этой Организации вышли на качественно новый этап сотрудничества, который характеризируется кооперацией государств региона в сфере безопасности, а также углублением интеграции и созданием многоаспектной системы коллективной безопасности. Сегодня ОДКБ стала базовой структурой обеспечения безопасности в Евразии.
«Организация договора коллективной безопасности – защитный «зонтик» безопасности Евразии, щит Евразийского экономического союза. По сути, ОДКБ является единственной международной организацией, не только готовой брать на себя ответственность за безопасность на евразийском пространстве, но и имеющей средства для решения подобной задачи. ОДКБ сталкивается с большинством угроз безопасности на евразийском пространстве и смогла выработать механизмы противодействия им, которые позволяют если не ликвидировать угрозы, то снижать их уровень, насколько это возможно», – подчеркнул в своем выступлении советник Управления информационных программ Секретариата ОДКБ (Москва) Игорь Панарин.
Подведя некоторые итоги деятельности ОДКБ, участники встречи перешли к обсуждению ее перспектив. Так, чрезвычайный и полномочный посол РБ в Кыргызстане Андрей Страчко напомнил участникам встречи о приоритетах Организации договора коллективной безопасности на этот год, которые в рамках председательствования Беларуси в ОДКБ расставлены президентом Александром Лукашенко.
«Первый приоритет – это качественное усиление влияние ОДКБ на международной арене. Второй приоритет – это выведение на новую стадию системы оперативного реагирования на возникающие кризисные ситуации и повышение оперативной готовности коллективных сил ОДКБ. Третий приоритет – это дальнейшее развитие военно-технической и военно-экономической сфер сотрудничества, которые можно рассматривать, как составные элементы системы экономической безопасности стран ОДКБ. И четвертый приоритет – это противодействие международному терроризму и экстремизму, обеспечение стабильной миграционной обстановки, борьба с незаконным оборотом наркотиков», – отметил глава белорусской дипломатической миссии в Кыргызстане.
В свою очередь, заместитель директора Департамента Интеграционных Объединений МИД КР Нурлан Алымбеков, обратил внимание участников встречи на вопросы пограничной безопасности.
«Вопрос взаимодействия государств-членов ОДКБ в сфере пограничной безопасности, несомненно, занимает особое место в системе национальной безопасности всех стран. Именно обеспечение пограничной безопасности, предотвращение и урегулирование пограничных инцидентов в зоне ответственности ОДКБ будет способствовать противодействию значительной части угроз и вызовов, таких как незаконная миграция, контрабанда наркотиков, оружия, боеприпасов, терроризм и другие», – отметил представитель МИД Кыргызстана.
В своем выступлении Нурлан Алымбеков также коснулся вопроса взаимодействия стран-участниц ОДКБ в сфере информационной безопасности, отметив что сегодня наблюдается рост преступлений в мире, совершаемых с применением современных информационных технологий, наносящих колоссальный ущерб национальной и коллективной безопасности. Это и призывы экстремистского толка, в том числе, приводящие к межнациональным и межконфессиональным разногласиям, и вербовка молодежи в ряды террористических организаций, и виртуальные игры для подростков, приводящие к смертельному исходу.
«Используя весь накопленный опыт совместной деятельности в рамках ОДКБ, нашим странам необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия в целях своевременного реагирования на возрастающее деструктивное информационное воздействие и рост числа фактов использования информационных технологий в преступных целях», – подчеркнул замдиректора ДИО МИД КР.
Участники встречи подчеркнули, что целями ОДКБ по-прежнему остаются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». Также было отмечено, что «потенциал Организации еще не исчерпан и ей есть, куда расти».
«То, что нам до сих пор удается сохранять мир в Ферганской долине – это безусловная заслуга ОДКБ, которая не позволила силам международного экстремизма и терроризма, а также определенным геополитическим игрокам дестабилизировать ситуацию в зоне своих интересов и не допустила осложнения военно-политической ситуации в регионе. ОДКБ и дальше будет справляться с той миссией, которая на нее возложена, но только в том случае, если она будет реформироваться и реализовывать новые проекты, направленные на сохранение стабильности в своей зоне влияния. Нужно на практике отрабатывать совместные проекты, которые направлены на обслуживание интересов всех членов ОДКБ, совершенствуя порядок взаимодействия, процедуры обмена информацией и т.д. Сегодня военные учения нужно проводить в новом формате, с постановкой других задач и с учетом опыта боевых действий на Ближнем Востоке», – заявил председатель Ассамблеи народов Кыргызстана Токон Мамытов.
А вот политолог Марс Сариев уверен, что задачи ОДКБ не должны фокусироваться только на военной составляющей, а должны быть направлены на работу с населением, что позволит избежать гибридных войн.
«Гибридные войны подразумевают взращивание деструктивного элемента внутри страны. Ярким примером этому служит ситуация в странах «арабской весны». Мы видим, чем это все закончилось в Сирии, где мощная военная машина не сработала, потому что у них не было структуры внутренних войск, которые работали бы с населением. И все! Сирия была разрушена изнутри, практически расчленение Сирии сегодня происходит.
Учитывая это, можно сказать что в Кыргызстане сегодня очень тревожная ситуация складывается. Сейчас наблюдается период исламского ренессанса, очень много молодежи фанатично уходит в религию. Методично проводимая в последние годы Исламская идеологическая обработка молодых людей салафитами и ханафитами, зачастую приводит к разрыву семейных связей, и к разрушению национальной идентичности в целом. А если учесть еще и тот факт, что у нас многие мечети сроятся за счет средств арабских государств, то можно предположить, что изнутри целенаправленно подготавливается почва для деструкции. И если внутренние спящие ячейки разом поднимутся, а потом к ситуации подключатся еще и внешние игроки, то мы получим повторение «арабской весны» в Центральной Азии. И армейские операции здесь не будут иметь эффекта. Поэтому сейчас в рамках ОДКБ очень важно работать с такими вот внутренними проблемами», – подчеркнул Марс Сариев.
В том, что в рамках ОДКБ необходимо обратить внимание на идеологическую составляющую, уверен и эксперт по вопросам безопасности Токтогул Какчекеев. Он отметил, что сегодня идеологическую войну за умы молодежи выигрывают геополитические соперники ОДКБ.
«Сегодня в среде молодежи, любое государственное явление–будь то армия или органы местного самоуправления, зачастую рассматривается, как враждебное, казенное, ненужное, неспособное заботиться о человеке. Поэтому нам нужно изменить к контрпропаганде вектор информационной борьбы на интеллектуальном уровне», – подчеркнул политолог.
Еще одной задачей ОДКБ на ближайшее время он считает противодействие геополитическому давлению со стороны Запада.
«Сегодня наш главный союзник – Россия – испытывает огромное давление со стороны США и Запада, которые обвиняют ее во всех смертных грехах, которых Россия никогда не совершала. И сейчас мы можем проверить прочность ОДКБ в противостоянии этим демократическим проявлениям, проникающим и в нашу среду Центрально-азиатских стран. Незаконный оборот наркотиков, незаконная торговля оружием, незаконные миграционные потоки – все это происходит в рамках этого противостояния, и мы должны это ясно осознавать. Поэтому у нас должна быть генеральная линия политической воли в защите общих интересов в рамках ОДКБ и ЕАЭС. Иначе, как в той басне Крылова, демократическими вожжами нас растянут в разные стороны, и мы потеряем сам замысел создания ОДКБ», – подчеркнул Токтогул Какчекеев.