Урбанист Раушанна Саркеева — о задержании, ухмылках работников «Зеленстроя» и должностных преступлениях

Автор -
1409

Урбанист, директор общественного фонда «Городские инициативы» Раушанна Саркеева, задержанная 2 июня за участие в митинге против вырубки деревьев по ул. Токтоналиева, опубликовала в соцсети пост, в котором ответила на актуальные вопросы относительно действий мэрии Бишкека, причин задержания активистов и многом другом.

«Действия мэрии нарушают законы. Не были проведены общественные обсуждения, единственный способ решить ситуацию — это обсуждение за круглым столом с участием всех заинтересованных сторон (жители всех прилегающих районов, градостроители, местные и гос чиновники, юристы, экологи, дорожники, БГА, общественные организации, собственники земли/недвижимости и так далее) и специалистов.
В несколько раундов, если потребуется. С грамотными беспристрастными модераторами.

А теперь по порядку.

Эмоции: вы знаете, этого ощущения никогда мне теперь не забыть — я держу ствол дерева, и в этот момент рабочий «Зеленстроя» с ухмылкой начинает его пилить. Дерево содрогается, и меня начинает трясти тоже. Никогда я это не забуду. Ни действия милиции, ни другие негативные эмоции вчерашнего дня, ни циничные и злобные комментарии типа «чего фигней маешься» и т.д.

Вчера прочитала комментарий одного человека, которого, как я думала, хорошо знаю и понимаю — о том, что все митинги бесполезны, а дороги расширять — это для города прогресс. На мой взгляд, к такому суждению легко прийти, когда не знаешь всех фактов, документов, мнения специалистов и ситуации на месте. Ну и стараются нас сейчас смешать с г**ном, вернее, с проплаченным обоном.. Поэтому ниже перечислю все аргументы, все доводы, которые я, мои коллеги, а также активные жители нашли и сопоставили.

Первое: в Генеральном плане города Бишкек до 2025 года улица Токтоналиева оставалась двухполосной. Мы связывались 1 июня с разработчиками дорожной схемы Генплана. Поскольку район жилой, то улица местного значения. Расширять ее не хотели. А Генеральный план у нас сейчас — единственный утвержденный действующий градостроительный документ. На основании какого документа идет реконструкция по китайскому гранту? ПДП у нас еще официально не принят. Говорят о какой-то концепции развития улично-дорожной сети г. Бишкек, принятой в 2015, но где она? И где протоколы общественных обсуждений по этой концепции? Где заключение градсовета? Ни разу эти документы не были показаны.

Второе: расширение дороги, тем более в совокупности со строительством моста через р. Ала-Арча и соединением ее с ул. Медерова и Кара-Кульской — это градостроительное действие. Согласно Своду правил и разработке, составе и утверждению градостроительных документов (заменяет старый СНиП), градостроительные действия проходят обязательные обсуждения с общественностью, результаты этих обсуждений докладываются на градсовете и оформляются протоколом, и градсовет принимает решение ТОЛЬКО после проведенных общественных обсуждений/слушаний.
ОБСУЖДЕНИЙ С ЖИТЕЛЯМИ ПО РАСШИРЕНИЮ ДОРОГИ НЕ БЫЛО.

Третье: ответ тем, кто считает, что раз мы не жители, не имеем права участвовать в протестах и обсуждениях. Статья 34 Закона «О градостроительстве и архитектуре» гласит, что общественные организации имеют право получить своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии и изменении среды обитания человека; участвовать в разработке государственных программ, концепций и схем, осуществлять градостроительные, архитектурные проекты за счет своих и иных средств; предлагать альтернативные проекты до утверждения и согласования градостроительно-архитектурной документации.

Вывод: мэрия нарушила порядок разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, не проведя общественные обсуждения, в том числе закон об МСУ, нарушила собственный Устав и принятый Генплан.

Четвертое: по части целесообразности расширения Токтоналиева. Не было представлено ни ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду), ни технико-экономического обоснования. То есть в мэрии, скорее всего, всех вариантов и рисков не просчитали. Не прислушались к исследованиям, которые проводили транспортники, в том числе JICA. В этом исследовании говорилось о том, что для решения проблем пробок Бишкеку самое главное нужно: 1) пропускную способность перекрестков повышать путем регулирования, доп секций; 2) организовать парковки; 3) развивать общественный транспорт. Категорическое НЕТ развязкам и расширениям дорог.

При расширении улицы однозначно увеличится скорость движения. По нашим прогнозам, средняя скорость на такой дороге будет 30-35, в затишье, вечером могут гонять наши джигиты-водители, обрадовавшись новому дорожному покрытию. По нормам, в жилой зоне средняя скорость должна быть 20-25. Ни о какой дорожной безопасности мэрия не подумала. Во многих городах, где высокий коэффициент смертности на дорогах, наоборот, стараются предпринимать меры, чтобы снизить скорость, часто для этого намеренно сужают дороги, делают «узкие горлышки» перед перекрестками.

В проекте БГА, который нам показали 26 мая, зеленая полоса в поперечном профиле дороги указана так — от 2,5 до 6 метров. Где это вообще видано, чтобы в такой документации был такой разброс — 3,5 метра. Это означает, при строительстве все будут считать на коленке и постараются использовать по максимуму.

По мнению всех авторитетных экспертов по городской мобильности и дорожному движению, согласно опыту других городов и многочисленным исследованиям — увеличение дорожного полотна (расширение дорог, развязки) решает проблему пробок только временно. Допустим, расширили Токтоноалиева и разгрузили таким образом Манаса от Ахунбаева до Джаманбаева. Едем дальше — попадаем в два узких горлышка — Манаса- ж/д мост, Панфилова — ж/д переезд. Все — пробка благополучно перенесена в новое место, грант благополучно отработан, проблема не решена.

В итоге, мы город для машин или для людей развиваем? Существует много альтернативных способов для организации городской трафика, достижения связности районов, снижения среднего commute time (время, которое мы тратим на 1 поездку, например на работу из дома).

Следующее: экология. Тут уже и сказать нечего. Все столько раз сказано. И что полупустыня у нас, и про трудность вырастить дерево при текущих проблемах с арыками, и про всю пользу от деревьев для здоровья и т.д. А на доводы о том, что посадят новые — ну вы представляете, как приживутся деревья, высаженные в июне, в жару, на солнцепеке на улице, где не осталось тени? А что дерево будет 10-15 лет еще расти, пока даст тень… А еще в том районе почти полностью застроили сквер. То есть зеленых карманов не осталось. Вообще…

Далее: этика, отношение, обещания. Акта о сносе зеленых насаждений в мае не было. Он появился вечером 1 июня. А днем 1 июня жители ходили на заседании фракции СДПК, просили помочь разобраться в ситуации. Депутаты пообещали помочь, сказали, что до выяснения не будут трогать ничего, и обещали прийти 3 июня. На заседание пришел вице Дюшембиев и без документов просто сказал — все законно, будем делать.
Все, что мы просили и требовали от работников «Зеленстроя», от милиционеров 2 июня — не рубить деревья до выяснения всех обстоятельств дела. Ведь дерево нельзя будет потом приклеить обратно, извинившись за ошибку. В это же время вопрос рассматривали на заседании БГК, мы звонили депутатам, держась за деревья, и просили — остановите, пока не поздно! Нет, все было бесполезно. Пока у них начался перерыв и приехал один депутат Ж. Салымбеков, уже половину деревьев срубили, а нас забрали в РОВД.

Мое большое уважение жителям, которые отстаивали свои деревья. Пожилая женщина металась и почти плакала, остальные крепко держались за деревья. Женщины, дети и пожилые, в основном. Это действительно была черная пятница. И во многих отношениях — точка невозврата. Согласно концепции развития улично-дорожной сети, будут ремонтировать 49 улиц. Некоторые расширять и пробивать. Красные кресты на деревьях уже появились в «Востоке-5», полосу шириной 5 метров по всей длине дендрария отнимут у Ботанического сада… И неужели мэрия продолжит вот так ко всем относиться, не сядет за стол переговоров? Ведь это объективный и неразрешимый конфликт. На Форуме городов была презентация о том, как в Цюрихе в 80-х тоже была неразрешимая ситуация по застройке промзон. И мэр посадил всех за стол переговоров. Вернее, 11 столов в одной огромной комнате. В несколько раундов. И так получилось договориться не о каждом квадратном метре, а о базовых принципах благоустройства. И я предлагаю добиваться именно такого решения — форум или общественные обсуждения. Иначе нельзя.

P.S. Все действия мэрии Албек Ибраимов на заседании БГК охарактеризовал так: «В информационном плане, признаю, мы не доработали». Господин Ибраимов, это не недоработка, это полный провал и нарушение нескольких законов. А произошедшее 2 июня — по факту, должностное преступление».

Поделитесь новостью