Неотъемлемой частью инфраструктуры любого города являются сооружения, предназначенные для хранения и утилизации мусора. Для постоянно строящегося Бишкека, население которого ежегодно увеличивается за счет внутренних мигрантов, проблема наличия мусорных урн и баков в количестве, необходимом для нормальной утилизации мусора, является более чем актуальной.
По данным муниципального предприятия «Тазалык», в парках и скверах Бишкека на сегодняшний день насчитывается всего порядка 718 урн. Об общем количестве мусорок в столице в МП корреспонденту K—News говорить отказались, сославшись на то, что эта цифра постоянно меняется. Отсутствует соответствующая информация и на сайте мэрии Бишкека, которая должна контролировать вопросы реализации экологических проектов в столице Кыргызстана.
Немного цифр: по данным на 2016 год, МП «Тазалык» обслуживало не менее 532 тысяч горожан, которые платят за утилизацию мусора, согласно установленному тарифу, 22,5 сома в месяц. К этой цифре можно прибавить еще 70 тысяч пенсионеров, которые обслуживаются по льготному тарифу – 6,5 сома за человека в месяц.
Безусловно, часть собираемых с бишкекчан, а также юридических лиц (более 10 тыс. хозсубъектов) должна идти на закупку и установку новых мусорных урн и контейнеров. Однако если с баками ситуация относительно ясна (мэрия Бишкека построила более 1300 мусорных площадок для новых контейнеров европейского стандарта), то с урнами для складирования мусора в городе наблюдаются куда более серьезные проблемы.
В свое время в Бишкеке реализовывали проект «Чистый город», однако со временем о полезной экологичной инициативе забыли.
Согласно мировым требованиям по экологической безопасности, урны должны располагаться на расстоянии 50 метров друг от друга. Российские санитарные правила и нормы (СанПиН) требуют, чтобы урны для мусора были установлены на всех площадях и улицах, в садах и скверах, парках, вокзалах и аэропортах, а также на других объектах. Что касается улиц, то количество мусорных урн должно определяться органами коммунального хозяйства (в случае с Бишкеком – МП «Тазалык»). В зависимости от интенсивности движения на улицах города мусорки должны на расстоянии от 40 (на оживленных) до 100 метров (на малолюдных). Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта.
Вызывает недоумение и внешний вид мусорных урн. K—News предлагает нашим читателям сравнить, насколько эстетично выглядят емкости для сбора бытовых отходов горожан в различных городах мира.
Бишкек (Кыргызстан)
Внешний вид мусорок оставляет желать лучшего. Баки, удобство использования которых вызывает некоторые сомнения, чистят с завидным постоянством, однако муниципальные службы нередко забывают о внешнем виде урн.
Ташкент (Узбекистан)
Столица Узбекистана оказалась более продвинутой в плане утилизации мусора. В апреле 2017 года в Ташкенте появились подземные мусорные баки, которые не только выглядят гораздо более эстетично, чем бишкекские аналоги, но и устраняют проблему неприятных запахов в местах хранения ТБО.
Лондон (Великобритания)
Перед летней Олимпиадой 2012 года, которая прошла в Лондоне, в столице Великобритании были поставлены умные мусорные контейнеры. С их помощью любой желающий мог ознакомиться с актуальными биржевыми сводками или узнать о происходящем в мире благодаря… встроенному приемнику WiFi и небольшим экранам на каждой урне.
Прага (Чехия)
Муниципальные власти Чехии больше беспокоятся не столько о внешнем виде урн, сколько о безопасности горожан и туристов. В Праге довольно часто можно встретить урны, которые выдерживают взрыв небольшой бомбы. В Чехии уверены: чаще всего взрывные устройства прячут именно в мусорках.
Париж (Франция)
О раздельном сборе мусора не писал только ленивый. Более того, эту методику рассчитывали внедрить в Бишкеке, однако инициатива так и осталась на уровне планов. Чего не скажешь о европейских странах. Наглядный тому пример – урны для бумаги, пластика, стекла и прочих отходов на улицах Парижа.
Амстердам (Нидерланды)
В столице Нидерландов заботятся не только о пеших горожанах, но и о велосипедистах. По городу установлены специальные урны, в которые можно закидывать отходы «на ходу».