Новая редакция Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) может включить в себя новые компетенции, расширяющие инструментарий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в части антимонопольного регулирования. В первую очередь речь идет о возможности применять меры предупредительного характера. Об этом заявила начальник отдела правоприменительной практики и подготовки материалов к рассмотрению дел о нарушениях правил конкуренции Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Елена Кузнецова в ходе дискуссии на конференции «Единые Евразийские рынки – практические последствия для бизнеса», организованной РБК.
Договор о Союзе определяет компетенцию ЕЭК и наделяет Комиссию полномочиями по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС общих правил конкуренции на трансграничных рынках. В настоящее время практика применения заложенных в Договоре норм только начинает развиваться.
Рассмотрение нарушений правил конкуренции на трансграничных рынках – трехэтапная процедура, предусматривающая рассмотрение заявления, проведение расследования и рассмотрение дела. Общий срок прохождения всех этапов может составить до 240 рабочих дней с учетом сложности дела. При необходимости провести дополнительные действия, связанные с оценкой представленных доказательств, длительность работы специалистов Комиссии может увеличиться. По окончании рассмотрения дела Коллегия ЕЭК принимает соответствующее решение. В случае, если будет установлено нарушение правил конкуренции, оно будет содержать размеры штрафов и меры по пресечению и устранению последствий нарушения. При установлении Коллегией ЕЭК вопросов, требующих дополнительной проработки, рассмотрение дела возобновляется, и оно рассматривается в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
В то же время в практике антимонопольных органов некоторых стран ЕАЭС в настоящее время используется возможность применения мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами требований в установленной сфере деятельности.
Как отметил заместитель директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Адель Калиев, подобные практики «мягкого права» способствуют большей гибкости, в том числе позволяя избегать наложения штрафов по отношению к компаниям со стороны антимонопольных органов.
«Это позволяет формировать благоприятный бизнес-климат и конструктивное взаимодействие бизнеса и власти, направленное на выполнение всех законодательных требований по обеспечению справедливой конкуренции. Итогом политики «мягкого права» должен стать рост экономической устойчивости предприятий и экономик стран Союза в целом»», – отметил он.
Таким образом, с учетом лучших практик стран Союза Комиссия ведет работу над совершенствованием редакции Договора о ЕАЭС и ряда нормативно-правовых актов, включая и дополнения к части, которая касается антимонопольного права Союза.