Меры по стимулированию выпуска и потребления электромобилей в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), разработанные Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), позволят интенсифицировать взаимодействие между промышленниками стран Союза и Китая. Об этом заявил директор Департамента промышленной политики ЕЭК Николай Кушнарев на IV российско-китайском форуме ЭКСПО, проходящем в Харбине (КНР). В частности, он отметил, что в ЕАЭС уже начато производство отечественных систем, узлов и агрегатов для электротранспорта, систем терморегулирования и микроклимата, тяговых аккумуляторных батарей для электромобилей. У китайских партнеров появились новые возможности для производственной и инновационной кооперации с машиностроителями стран Союза в производстве экологически чистого транспорта.
Выступая на международной конференции «Сотрудничество в сфере машиностроения и внедрения технологических инноваций» в рамках форума, Николай Кушнарев отметил, что некоторые комплектующие к электромобилям не производятся в ЕАЭС.
«Это, в частности, компрессоры и компоненты системы кондиционирования. Необходимо развитие производств элементной базы компонентов. Мы видим здесь потенциал для взаимодействия с зарубежными, в том числе китайскими, партнерами», – подчеркнул представитель ЕЭК.
Товарооборот между странами ЕАЭС и Китаем в 2016 году составил порядка $83 млрд. В том числе сохраняется тенденция увеличения взаимной торговли в сфере машиностроения. Так, импорт продукции машиностроения из Китая в ЕАЭС увеличился по сравнению с 2015 годом на 12,2%, а экспорт из ЕАЭС в Китай – на 5,5%.
Перспективным направлением сотрудничества ЕАЭС с Китаем может стать также организация производства в Союзе автокомпонентов.
Николай Кушнарев отметил, что Китай является основным поставщиком на территорию Союза автомобильных колес, радиаторов, рулевых механизмов, компонентов электроники.
«Доля их поставок в ЕАЭС составляет по разным позициям от 15% до 38%. В этой связи существует значительный потенциал импортозамещения. Комиссия поддерживает локализацию компонентов на территории Союза и приветствует включение в этот процесс зарубежных партнеров», – рассказал он.
Другим важным совместным проектом, по словам представителя ЕЭК, может быть производство в Союзе аналогов комплектующих в сфере сельхозмашиностроения. Основные поставщики сельхозтехники в ЕАЭС – страны Евросоюза, доля которых в общем объеме импорта превышает 65 %. Китай ввозит тоже достаточно много сельхозтехники – более 7 %: бороны, рыхлители, плуги и т.д.
В конференции приняли участие свыше 250 представителей государственных органов, промышленных и торговых организаций России и Китая. Китайские бизнесмены выразили заинтересованность в предложениях, озвученных директором Департамента промышленной политики ЕЭК. Достигнуты договоренности об их дальнейшей проработке.