Ежегодно в Кыргызстане у 5 тыс. человек диагностируют рак. Как утверждают медики, половина из них умирает в первый год болезни. Такая печальная картина обусловлена тем, что в Кыргызстане население не уделяет должного внимания профилактике, из-за чего болезнь выявляется уже на последних стадиях, когда бороться с ней практически невозможно.
Директора Национального центра онкологии Эрнис Тилеков рассказал, почему в стране распространен рак желудка, как снизить вероятность развития рака, а также что важно знать о лечении онкологии.
Насколько официальная статистика может разниться с реальными цифрами?
Сейчас на учете состоит 25 тыс. человек, но эта цифра может увеличиться. В соседних странах статистика выше, однако и выявляемость в этих государствах лучше. У нашего населения нет онконастороженности, зачастую больных надо заставлять пройти диагностику «из-под палки». Нужно ежегодно проходить флюорографию грудной клетки, но разве население это делает? Вспомните, когда каждый из нас делал это в последний раз? А это ведь проверка не только рака, но и туберкулеза, и прочих болезней.
Хотя бы УЗИ органов брюшной полости надо делать, хоть в государственных учреждениях, хоть в частных, на каждом шагу ведь сейчас центры. Это ведь очень просто. Гастроскопию надо делать раз в год.
Если бы люди соблюдали эти простые правила, то выявляемость была бы куда более высокой. Надо помнить: диагностированный на ранних стадиях рак излечим!
Какие виды рака наиболее распространены?
У женщин – рак молочной железы, у мужчин – рак желудка.
Это чем-то объясняется?
Факторов очень много. Мы не ведем здоровый образ жизни, вредных привычек много, экология, урбанизация.
В интернете много баек о раке, о том, как его лечить. Как вы можете это прокомментировать?
Я призываю вести здоровый образ жизни, бросить курить – это одна из главных причин рака легких. Также мы, кыргызы, склонны к обжорству. Эта привычка вызывает язвы. В последующем люди не обследуются, отсюда рак желудка. Никто не ходит к врачу, пока не согнется от страшных болей!
Аналогично — с гинекологическими заболеваниями у женщин. Мы всегда стараемся информировать население о важности диагностики и профилактики. Но никто, увы, не прислушивается к советам специалистов.
О раке много говорят в психосоматике.
Да, раньше не говорили об этом, но в последнее время стали связывать развитие раковых заболеваний с психологическими факторами. Это уже доказано: стрессовые ситуации тоже провоцируют развитие рака.
Насколько важна психологическая часть в лечении?
У нас в центре предусмотрен штатный психолог. Хотя в Кыргызстане еще со времен Советского Союза к психологам серьезно не относились.
Психологическая поддержка обязательно нужна больному, ему очень трудно принимать болезнь. Важно в нужную минуту его подбодрить, сказать о том, что он должен бороться и не опускать руки. Это столь же важно в борьбе с раком, как и химиотерапия. Необходимо мобилизовать все ресурсы.
Но, к сожалению, у наших психологов очень маленькая зарплата для такой сложной работы.
Какие еще проблемы испытывает онкология?
За годы накопилось очень много проблем. Например, устаревшее оборудование.
Онкобольные – это особая категория больных, они нуждаются в комбинированном лечении. Нужен хирургический блок, в последующем больной нуждается в химиотерапии или лучевой терапии.
У нас очень хорошие хирурги с академическим образованием, те операции, которые делаются в мире, нашим хирургам по плечу. Есть хорошие специалисты в области химиотерапии, но препараты дорогие. Мы детей полностью обеспечиваем лекарствами, взрослых — нет. Им приходится получать препараты по линии гуманитарной помощи либо приобретать за собственные средства.
У нас есть линейный ускоритель, которому 24 года, он весит 60 тонн. Аппарат сильно устарел и морально, и технически, в глубокие опухоли он не проникает и подходит только для лечения поверхностных опухолей. Но есть еще гамма-терапевтический аппарат 2008 года. В прошлом году мы его отремонтировали. Есть еще два лучевых аппарата.
На сегодняшний день все больные получают лечение, но на процедуры очень большие очереди. Наши доктора работают в усиленном режиме, в день пропускают по 100-150 больных.
В прошлом году президент был в Индии и там договорился с их премьер-министром, в порядке гуманитарной помощи нам выделен еще один гамма-терапевтический аппарат. Он прибыл позавчера, сейчас мы ожидаем инженеров из Индии, которые в течение месяца установят его. Наши больные будут получать полноценную лучевую терапию на должном уровне.
Кроме этого, сейчас идет модернизация Национального центра онкологии – начали капитальный ремонт, планируется приобретение современного оборудования, будет работать линейный ускоритель, который стоит около 4 млн сомов.
Бизнес-сообщество планирует строить Цент лучевой терапии.
Это прекрасно. По статистике, на 250 тыс. населения должен быть один линейный ускоритель. Бывают форс-мажоры, бывает, что аппарат может выйти из строя. Чтобы не прерывать лечение, больные должны получать процедуры в другом центре.
С этого года есть хорошие шаги по улучшение и модернизации онкологической службы.