В Кыргызстане за последние 15 лет в ДТП погибли 15 тыс. граждан и около 100 тыс. получили ранения. В их числе 1,5 тыс. погибших и 16 тыс. искалеченных детей. Между тем, органы дорожной полиции как были коррумпированными, такими и остались: 48% кыргызстанских семей, по данным Барометра мировой коррупции-2016, платили им взятку. Инициативная группа “Граждане, требующие безопасный город” решила поделиться технологиями, которые могут заменить гаишников там, где их нет.
Каждый может стать “гаишником”
Представьте водителей не в качестве владельцев авто, а в качестве поборников за правила дорожного движения. Как это сделать? Просто: дать стимулы. В качестве мотивации будет служить то, что если они отправили в МВД видео/фото нарушителей, то 15% от штрафа заработают сами.
[tds_note]Например, зафиксировал выезд на встречную полосу другой автомашины, снял видео с регистратора и направил через приложение или вебсайт МВД, и заработал 150 из 1000 сомов штрафа. Это 15% от штрафа. Либо, поделился материалами о том, что некий гражданин водит машину в нетрезвом состоянии, так заработал 1,5 тыс. из 10 тыс. сомов штрафа.
[/tds_note]В Бишкеке 20-30 тыс. водителей такси, у многих из них установлены видеорегистраторы и технологии GPS. В целом в стране более 1 млн транспортных средств, и каждый является участником дорожного движения.
Что будет, если вовлечь автомобилистов в профилактику нарушений ПДД через такие стимулы? Водители-нарушители будут не только бояться “гаишников, скрывающихся в кустах” или камер видеофиксаций на перекрестках, но и всех вокруг. При этом, записи о правонарушениях могут поступать как от видеорегистратора автомашины, так и от смартфона пешехода.
Наша группа уже передала полный пакет предложений в Совет безопасности Кыргызстана, представители которого, в свою очередь, уже публично озвучили надобность внедрения этой идеи. Для этого теперь необходимо принять НПА, которые узаконят передачу 15% штрафов сообщившему.
Как будет работать эта система:
- Гражданин снимает нарушение ПДД на свой смартфон или на видеорегистратор.
- Видео и фотоматериалы с указанием даты, времени и других данных загружает в приложение или через вебсайт МВД.
- МВД обрабатывает поступившие сведения и на их основе штрафует водителя, нарушившего ПДД.
- Водитель оплачивает штраф.
- После того, как штраф уплачен, сообщивший гражданин получает свои 15% от штрафа.
Конечно же, можно было бы не включать момент о материальных интересах сообщающего гражданина. Но в этом случае у них не будет заинтересованности и далее требовать от МВД обработать сведения. Также, в случае если МВД не берет поступившие сведения, то гражданин может оспорить бездействие правоохранительных органов. Более того, у водителей будет интерес устанавливать видеорегистраторы, на всякий случай, чтобы либо себя защитить, либо заработать на чужом правонарушении.
Самое главное в этом проекте – обеспечение полной прозрачности. Да, конечно, имена сообщающих нужно скрыть, но все остальное, особенно реакция и работа МВД в данном направлении, должно быть на виду.
Тысячи аналитиков вместо двух
Многие задаются вопросом, почему патрульные милиционеры стоят там, где не происходят ДТП. При этом, общественность не может предъявить претензии ГУПМ, поскольку картография ДТП непубличная, а данные об авариях сообщают нам только по месяцам, регионам, возрасту.
Более того, в личной беседе руководители ГУПМ жалуются на недостаток финансирования и кадров для тщательного анализа происшествий. Но есть решение этой проблемы – Открытые данные.
Благодаря “Открытым данным” журналисты, аналитики, активисты, эксперты могут создавать свою картографию, вырабатывать решения как для властей, так и для социально-активных граждан. Это будет так, если бы МВД наняло тысячи аналитиков, потому что иначе своими силами вряд ли они справятся.
Чтобы эффективно запустить “Открытые данные”, нужно задавать вопросы “Какая информация не должна быть публичной”, вместо “что разрешить”. Потому что вся информация, кроме той, что включает личные данные граждан, должна быть доступна.
Вот пример из опыта России. Благодаря открытым данным, граждане могут создавать карты, изучать опасные участки и, если нужно, задавать вопросы у МВД. Причем, в этой же карте можно изучать каждое ДТП – о состоянии пострадавших, о виновных и тд. Кыргызстан мог бы, как минимум, сделать то же самое, но лучше всего объединять эту систему с мультимедийной базой.
Послесловие
Конечно же, нужно внедрять проект “Безопасный город” – камеры видеофиксации нарушений ПДД по всей стране. Очевидно, в Бишкеке этих камер будет чуть более 1 тыс., и они не будут охватывать участки между перекрестками. А с предоставлением возможности для граждан сообщать о правонарушениях и зарабатывать свои проценты, эффективность вырастет в разы. Между тем, крайне необходимо обеспечить полную прозрачность как мультимедийных, так и статистических данных, чтобы СМИ и активисты могли их использовать во благо развитию и безопасности.