В Кыргызстане большинство социальных программ, разработанных Министерством социального развития и труда КР, работает неэффективно. К такому выводу пришли эксперты проекта «Местное развитие – 2 фаза», которые посетили три пилотных района – Аксуйский и Джетиогузский Иссык-Кульской области и Кочкорский район Нарынской области.
[tds_note]Задача проекта «Местное развитие – 2 фаза» – вместе с министерством построить механизм, который позволит конкретные задачи из отраслевой программы перевести в территориальную и найти на местном уровне соответствующих партнеров по их исполнению.[/tds_note]Выяснилось, что все программы МТСР, по сути, являются отраслевыми. Ни на уровне района, ни на уровне айыл окмоту эти программы никто всерьез не воспринимает.
«Руководители местного уровня считают, что исполнением этих программ должен заниматься районный отдел соцразвития. При этом, говорить о повышении качества уровня жизни, о доступе малоимущих граждан к социальным услугам не приходится, потому что идет неприятие поставленных целей и задач программ на уровне айыл окмоту и районов», – отмечают эксперты.
Сегодня министерству необходимо провести анализ эффективности действий госорганов на местном уровне, подчеркнула замминистра Лунара Мамытова на экспертной встрече.
«Мы с помощью партнеров должны провести глубокий анализ наших программ по пособиям, по содействию занятости и по гендеру», – сказала замминистра.
По словам эксперта по госуправлению Александра Третьякова, в Кыргызстане существует тренд, когда министерство как политический орган управления не должен заниматься агентскими функциями по оказанию услуг и непосредственно взаимодействовать с населением. Задача министерства состоит в создании среды в своей сфере – правовой, инфраструктурной, культурной. А все, что касается услуг населению, должно делегироваться соответствующим органам на местах. То есть сегодня необходимо отделить агентские функции от министерских.
«Наполнять содержанием работу акима – задача министерств как политических органов. В законе о райгосадминистрации перечислены все полномочия, так, по сути, аким является премьер-министром на территории своего района по объему задач, которые перед ним ставят. Однако полномочий у него маловато, ресурсов еще меньше. При этом, наш анализ показывает , что акимиату так удобно», – считает Третьяков.
Как показывает практика, районные администрации вроде чем-то занимаются, выполняют поручения правительства, встречают и провожают особых гостей, готовят выборы.
[tds_note]На национальном уровне на сегодня разработано 247 программ и планов.[/tds_note]На местном уровне существуют свои программы, которые нацелены на решение местных задач. Однако связи между страновыми и местными программами сегодня нет.
«Мы считаем, что такая связь должна быть на уровне районов. И связи должны быть через план социально-экономического развития района, в который вошли бы и вопросы местного значения, и задачи национального уровня. При реализации программ необходимо четко понимать, что будет делать министерство, что — территориальные подведомственные органы, а что — райадминистрация и органы МСУ», – подчеркнул эксперт.