Smart Metering – умная система учета газа

Автор -
966

    Сегодня направление Smart Metering, или интеллектуальный учет, активно развивается по всему миру. «Умные измерения» внедряются для улучшения платежной дисциплины частных потребителей, предупреждения задолженности по оплате счетов и профилактике кражи энергоресурсов.

    «Газпром Кыргызстан» являясь ведущей компанией в газовой отрасли страны, одна из первых внедрила умную систему учета. Интересные факты и подробности об инновационной методике рассказал начальник производственного отдела метрологического обеспечения компании «Газпром Кыргызстан» Муратбек Рахимов.

    — Муратбек Калыевич, как известно, достоверный и оперативный учет газоснабжения абонентов является одной из значимых задач и острых проблем компании?

    — Верно, данная проблема существует с тех пор, как газ стал использоваться в коммерческих целях. И кардинально она не решена до сих пор. На то существуют различные причины: нет идеальных счетчиков газа, у всех счетчиков есть погрешность измерений. К тому же, в Кыргызстане у всех абонентов установлены счетчики газа, которые не учитывают его температуру и давление. А как известно из физики объем газа зависит и от этих параметров. Но радует то, что технологии не стоят на месте. В настоящее время уже выпускают бытовые счетчики, которые учитывают температуру газа, но их стоимость на порядок выше.

    Другая важная проблема – своевременность сбора показаний за потребленный населением газ. Если показания вовремя не получены, то за фактически потребленный газ абоненту не будет выставлен счет и в учетной системе будут оставаться показания счетчика за прошлый месяц. К примеру, филиал «Бишкекгаз» покупает газ у газотранспортного филиала в связи с чем возникает разница между купленным и проданным газом, и эта разница признаётся как потери филиала, что приводит к искажениям отчетности, а также к несвоевременному получению денег за потребленный газ. Даже если у абонента установлен так называемый «смарт-счетчик» с картой предоплаты, то зачастую абонент, производя предварительную оплату на карту, считает, что он не должен сдавать показания. Но это не так. В учетной системе компании такая оплата проходит как задолженность перед абонентом, и она уменьшается по мере получения данных за потребленный газ, а объем реализации газа на эту сумму увеличивается. И если эти данные получают несвоевременно, то это также приводит к искажениям финансовой отчетности.

    — Какие технологии или новые подходы к работе применяются для решения упомянутых проблем?

    — В последние годы стали активно продвигаться бытовые счетчики газа с телеметрией, то есть с удаленной передачей данных, где показания об объеме потребленного газа передаются посредством радиоволн. С осени 2016 года «Газпром Кыргызстан» запустил реализацию пилотного проекта по телеметрии для бытовых абонентов. После окончания осенне-зимнего периода были подведены итоги и результаты проекта показали высокую эффективность.

    Благодаря телеметрии ежедневно на сервер компании поступали данные об объеме потребленного газа, на основании чего абонентам своевременно выставлялись счета, которые также своевременно оплачивались.

    — Каких результатов удалось достичь?

    — Потребление газа в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет увеличилось. Кроме того, полученные данные позволили оценить среднее потребление на одно домохозяйство в летний и осеннее-зимний период, которое складывается из расходов газа на пищеприготовление и отопление.

    В результате того, что пилотный проект реализовывался в различных районах города Бишкек, выявлены отличия, обусловленные различным уровнем доходов населения в этих районах. Данные выводы были подтверждены более детальным изучением базы данных учетной системы по всем абонентам столицы. Благодаря проекту получены важные данные о зависимости потребления газа от температуры окружающей среды.

    Но, несмотря на очевидные достоинства телеметрии, принято решение временно воздержаться от массового применения данной системы учета для бытовых абонентов, что связано с относительно высокой стоимостью счетчиков. Стоит отметить, что цена на счетчики постепенно снижается и если 2 года назад они стоили 20 000 сом, то сейчас подешевели более чем в два раза. При этом, важным условием является выбор поставщика. У каждого поставщика свои решения, различное программное обеспечение. Мы не можем одновременно работать с разными системами, так как это усложняет внедрение и поддержку. Поэтому надо понимать, что, приняв то или иное решение, мы будем работать с определенным поставщиком не менее 10 лет и этот выбор будет связан с многомиллионными инвестициями, которые должны окупиться.

    — Какие примеры успешного внедрения подобных технологий в энергетике других стран вы можете привести?

    — Возвращаясь к понятию Smart Metering, т.е. «интеллектуальным измерениям», с чего начинался наш разговор, хотелось бы добавить, что оно больше относится к повышению эффективности использования всех видов энергии. В развитых странах газ и электроэнергия стоят достаточно дорого, тарифы на энергию зависят от времени суток. Чтобы оптимизировать потребление, применяется подход Smart Metering, который позволяет управлять расходами на энергию. Например, специальный прибор показывает, что дешевле в данный момент – приготовить пищу на электрической или на газовой плите. Всю информацию приборы оперативно передают на сервер поставщика энергии.

    Таким образом, профильные специалисты компании «Газпром Кыргызстан» на постоянной основе применяют новые методы учета газа, внедряют инновации в газовую отрасль республики и находят новые верные решения, которые применяются на территории страны.

    Поделитесь новостью