Директор израильского туристического агентства Алекс Супинский занимается тем, что организовывает туры в Кыргызстан. Несколько лет назад он сам в качестве туриста попал в Кыргызстан и влюбился в страну. Он может часами рассказывать о красотах страны, однако, по словам Алекса, есть несколько моментов, которые необходимо проработать для удобства туристов.
В разговоре с корреспондентом редакции K-News он рассказал о том, какие сложности возникают при составлении туров в Кыргызстан.
Чем вам так полюбился Кыргызстан?
Года 4 назад я приехал сюда, меня позвали друзья и сказали, что покажут мне Иссык-Куль, на что я ответил: «Что это?» Но приехал.
Я увидел, какие шикарные места есть в Кыргызстне, какие у вас люди приятные, и все здесь хорошо, особенно люблю регионы.
Я объездил всю страну: Бишкек, Бурана, Сон-Коль, Кочкор, Тамга, Джети-Огуз, Каракол, Семеновка, Григорьевка, Чолпон-Ата, Казарман, Джалал-Абад, Арсланбоб, Ош, Алайский регион, Сары-Челек, Токтогул. Наверное, сами кыргызы во всех этих местах не были.
Когда я вернулся к себе в страну, у меня спросили: «Где ты был?» Информации о Кыргызстане было очень мало, а на английском практически ничего не было.
Я создал сайт, где рассказывается о Кыргызстане и том, где он находится. Люди начали ко мне обращаться и консультироваться со мной.
Что вы можете сказать о развитии туризма в Кыргызстане?
Сейчас самая популярная страна для туризма – это Грузия. Кыргызстан и Грузия похожи, там тоже нет нефти, нет минералов, золота. А что есть? Красивые горы, шикарные пейзажи, приятные люди и вкусная еда.
Посмотрите, как они смогли заявить о себе на международном уровне, было все проработано: от популяризации английского языка до инфраструктуры. После войны, которая там была, они поняли, что никто им не поможет — ни Россия, ни Америка, ни НАТО, ни ООН. Нужно надеяться только на себя.
Те, кто были в Грузии, ищут такое же место — первобытное и не европейское. Допустим, у нас в Израиле везде бетон или пустыня, нет гор, как у вас, а людям это необходимо.
Я вижу, что у Кыргызстана есть масса возможностей.
В Израиле я основал туристическую компанию Kyrgyztrips. Лого моей компании — улыбающийся кыргыз. Я еще не решил, какое имя ему дать, может Азамат или Алибек.
Я уже второй год подряд участвую в выставке в Тель-Авиве и представляю Кыргызстан. Отмечу, меня никто не спонсирует, это моя инициатива. Спрос на Кыргызстан все растет и растет.
Недавно вы организовали тур по Кыргызстану для людей с ОВЗ?
В этом году ко мне обратилась группа людей с ОВЗ. Они сказали, что хотят в Кыргызстан. Другие компании им сказали, что Кыргызстан – недоступная страна для инвалидов, нет пандусов даже.
Я им все организовал, они отправились в тур вокруг Иссык-Куля.
Какие проблемы вы видите в Кыргызстане?
Например, даже в центре Бишкека в кафе нет меню на английском языке. Туристы зайдут покушать и ничего не поймут.
Они просто ходят туда-сюда, но им же надо что-то объяснить: куда идти, как доехать до Кочкора, до Сары-Челека. Нет никаких информационных стендов, как это делается по всему миру в туристических странах.
Туристы ведь приезжают в новую страну, они ничего не знают. Их таксист может обмануть и сказать, что до Ала-Арчи далеко ехать, и взять $100, а потом крутить по городу.
Мне один американец рассказывал, что за такси у него вместо $1,5 взяли 3. Это для американцев это вообще незначительная сумма, но ему было обидно, потому что с него взяли двойную стоимость за то, что он иностранец.
В Бишкеке есть хорошие бары, рестораны, но показать нечего, может быть, я как-то смогу еще расписать программу на полдня и все. Я понимаю, что здесь не построят Эйфелеву башню, но можно, допустим, в августе вызвать с регионов людей, пусть поставят юрты, постелят искусственную зеленую поляну и там играют, поют, устраивают шырдак-шоу. Навес надо сделать, чтобы там было комфортно.
Там будут стоять стенды, хочешь — тур в Каракол, хочешь — в Ош, Казарман. Регионы прекрасны, там настоящий Кыргызстан, их можно охарактеризовать словом wild. Оно переводится как «дикий», но это не означает, что тут обитают обезьяны, смысл в том, что здесь все настоящее.
В Нарыне можно увидеть жизнь настоящего кыргыза, прямо как в книгах Чингиза Айтматова. У них уже есть дома, но все равно они ведут кочевой образ жизни, уходят на джайлоо, у них есть лошади. Ты там едешь в горах, а тебе стадо баранов дорогу перекрывает, туристы начинают это все сразу фотографировать. В Израиле, да и вообще в мире мало где есть такое.
У вас есть Каракол, где туристов можно принимать круглый год, там отличные горнолыжные базы. Есть Алайский район, Баткен – они далеко расположены, там тяжело с работой, единственная их возможность — развивать туризм. Там есть пик Ленина, туда приезжают люди.
Надо строить гостевые дома и ставить стенды на дорогах, люди будут останавливаться там.
С размещением в регионах сложно, туристы приезжают в горы, на реки, конные туры, но вечером они хотят отдохнуть с европейским комфортом. Они привыкли к кондиционеру, горячей воде, удобной кровати – это минимальный стандарт, но, к сожалению, в регионах его нет. Каракол только начинает все это внедрять.
Даже если есть в Нарыне гостиница, она рассчитана максимум на 30 человек, а если вдруг 100 человек приедет, где их разместить? В юртах не все захотят жить. Это замедляет развитие.
Мне даже говорили в регионах, что зимой начнут всей семьей учить английский, потому что туристы приезжают: французы, немцы, израильтяне. Невозможно все это выучить, но есть международный язык. Надо быть интернациональным.
Чем отличается туризм стран Центральной Азии?
Казахстан – это больше бизнес-туризм, там природа беднее. Таджикистан – это шикарные горы, но там очень сложно, чересчур первобытно, для среднего туриста это тяжело. На Памире нет горячей воды и электричества, там кишлаки, очень большие проблемы с размещением. Узбекистан – это культурный туризм: Бухара, Самарканд. Там история, вокруг этих центров уже построена туристическая инфраструктура.
Вы собираетесь развивать отношения между Кыргызстаном и Израилем?
Я тот человек, который хочет и будет развивать туризм в Кыргызстане. Люблю эту страну, людей, у меня здесь уже друзья. Для меня это уже не просто работа.
Я готов на себя взять такую ответственность и буду рад представлять Кыргызстан в Израиле. Следующий мой проект – это день независимости в Израиле, я намерен собрать там кыргызстанцев.
Также в Кыргызстане не сильно развита медицина, а у нас она на очень высоком уровне. У нас качественное образование, а у вас в стране много денег тратят на учебу в Лондоне, Казахстане, Турции. У нас тоже есть очень хорошие университеты, есть хорошие гранты.