Мы воспринимаем религию трафаретно: историк о том, как сохранить этнос «кыргыз» под воздействием ислама

Граница между сторонниками ислама и теми, кто считает, что эта религия чужда кыргызскому народу, становится все четче. Особенное место в спорах уделяется вопросу о том, какую одежду должны носить мужчины и женщины.

Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН КР Абылабек Асанканов рассказал редакции K-News, почему именно эта составляющая ислама вызывает много разногласий у кыргызстанцев. Также ученый рассказал интересные факты из истории кыргызов и их роли в алтаистике.

Как прошел международный форум «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи»?

Доклады, представленные из разных стран алтайского региона, были прекрасны, они несли в себе новую информацию, новые исследования, свидетельствующие о единстве алтайский народов. Мы прослушали замечательный доклад об образе волка в культуре тюркских народов, через это автор показал связь узбеков, кыргызов, башкир, тюрков, азербайджанцев и так далее.

Эти этнические, культурные связи еще раз показывают то, что народы Алтая и когда-то вышедшие из Алтая тюркские народы и переселившиеся в Центральную Азию – едины. Именно это должно помочь дальнейшему развитию сотрудничества в сфере экономики, культуры, безопасности. Мы должны помнить о своем родстве, о своих корнях и быть опорой друг другу в такой жесткой экономической среде.

Какова роль кыргызов в алтаистике?

Безусловно, кыргызы занимали особое место в истории алтайских народов. Я объездил весь алтайский регион. В северной части Уймонской котловины кыргызы занимали особую категорию управляющей части и брали дань. Когда дети плакали и не слушались, им даже говорили «Тихо, сейчас кыргызы придут, прекрати плакать».

В докладах прозвучало, что мундусы, долоси, кыпчаки, тодоши, толенгиты имеют много параллелей с нами, просто мы оказались в орбите мусульманского ренессанса и быстрее смогли самоидентифицироваться как этнос, нежели сыграло роль родовое сознание. Благодаря этому мы выше поднялись и смогли укрепиться как народ. Мы смогли консолидироваться в кыргызский этнос, а они не успели. Потому что в XVII-XVIII веках началась экспансия, и они разделили племена и рода, поэтому остались на уровне сел.

То, что кыргызы вошли в ислам, я считаю позитивным фактором. Если смотреть шире, то религия – один из факторов цивилизации, и религия как идеология сыграла мобилизующую роль. Важные функции религии – укрепление, консолидация народов. Мы осознавали себя одним из членов исламского мира.

Насколько принципы ислама совместимы с издревле сложившимися устоями кыргызов и кочевья?

Я думаю, что исламские принципы не мешают нам.

А как же, например, вопросы гендерного равенства?

Мы воспринимаем религию такой, какая она есть – трафаретно. Каждый этнос, каждое государство должно адаптировать ее на собственный лад. Вы думаете, ислам и христианство в Африке такие, какими их все принимают? Ничего подобного. Там настоящий синкретизм, у нас то же самое должно быть. Пока, к великому сожалению, некоторые вещи не получаются.

В последнее время, с возрождением национального самосознания и приобщением к религиозным канонам, мы иногда принимаем только внешнюю форму ислама, а не содержательную часть. Это наша самая главная ошибка. А то, что мы стали отрицать собственное «Я» в этническом плане, конечно, ни к чему хорошему не приведет. Лучшее в исламе надо брать, а худшее — отбрасывать. То, что у нас вырабатывалось веками, нужно оставить и передавать из поколения в поколение.

Это сейчас о чем идет речь? О том, что кыргызские женщины всегда были открытыми и равными с мужчинами. У кыргызов всегда женщины были в почете. И почему мы не должны это принимать?

Почему-то сейчас в народе совсем другая идеология.

К великому сожалению, катализатором является слабая грамотность. Мы должны понять суть, а не просто вызубривать то, что написано на арабском языке. Нужно уделять внимание содержательной части и потом адаптировать к своей жизни. Почему в декабре или в январе мы должны надевать одежду из сатинового материала, штанишки и длинные рубашки? У нас же климат такой, что человек заболеет.

Фото: Игорь Ротарь
Как-то в своих заметках один из путешественников, живших примерно в конце XVIII века, объездив все страны Центральной Азии, написал, что женщины-кыргызки отличаются от женщин других народов региона.

Совершенно верно. И это даже говорилось не в XVIII веке, а уже в XVI. Женщины были свободные, не мусульмане, потому что мы кочевники.

В таких условиях исламская религия всегда была слабо распространена, она всегда хорошо принималась в земледельческих культуре. И даже когда развивался ислам, наши манапы имели в семье молдо и через него своим сородичам распространяли концепцию Корана. А кто не смог содержать молдо, отставали во многом. Многие были мусульманами, но принципов ислама не знали.

Поделитесь новостью