В буквальном смысле слова прорывным во всех отношениях можно назвать состоявшийся 5-6 сентября первый государственный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Кыргызстан.
Встреча в Бишкеке президентов Кыргызстана и Узбекистана произошла спустя всего три месяца после общения в Астане, а важность визита подчеркивал тот факт, что Алмазбек Атамбаев лично встречал и провожал своего узбекского коллегу в аэропорту «Манас».
Наверное, еще никогда ранее зал Конгресс-холла государственной резиденции не слышал столько аплодисментов, которыми члены официальных делегаций встречали достижение договоренностей между странами и подписание итоговых документов, как это было по итогам прошедших вечером 5 сентября переговоров между Алмазбеком Атамбаевым и Шавкатом Мирзиёевым.
Звучавшие аплодисменты подчеркивали не только торжественность момента, но и его историческую значимость: впервые за несколько лет Кыргызстан и Узбекистан подписали сразу 14 документов, среди которых выделяются Заявление глав государств, Договор о границе, Соглашение о деятельности пограничных представителей и Совместный план мероприятий Правительства Кыргызской Республики и Правительства Республики Узбекистана по дальнейшему углублению и расширению сотрудничества между приграничными регионами 2017-2019 годы. Эти договоренности заложили основу для двустороннего сотрудничества и определили важные направления, по которым оно будет развиваться.
Невооруженным глазом было заметно, что в руководстве обеих стран с неподдельной радостью воспринимают оживление отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном, в ходе всего тура переговоров царила не то что открытая и дружеская, а крайне благожелательная атмосфера, и их участники радостно, что бывает не так уж часто, делились впечатлениями и итогами прошедших встреч.
Всего менее чем за год странам удалось сделать мощный рывок навстречу друг другу. На переговорах в узком, а потом в расширенном составах президент Узбекистана неоднократно подчеркивал роль, которую в этом сближении сыграл президент Алмазбек Атамбаев, а также роль правительств двух стран в этом. Оба лидера, не стесняясь камер и присутствующих лиц, называли друг друга «другом и братом», заявляли о наличии общей воли к интенсивному сотрудничеству, тепло общались между собой, и было видно, что бишкекская встреча для них действительно «долгожданная», которую они «приближали как могли».
— Было очень много вопросов, которые за 25 лет вроде бы решались, но решались не так, как нужно было бы для двух дружеских народов. Дух нашей самаркандской встречи положил основу наших новых взаимоотношений, с этого дня мы начали сотрудничать, разговаривать, с этого дня начались встречи, которые открыли дорогу. Наши народы годами ждали этого дня, — сказал Шавкат Мирзиёев.
Первая встреча президентов Кыргызстана и Узбекистана состоялась в конце декабря 2016 года в Самарканде, что фактически можно и считать началом нового этапа сотрудничества, новой главы и новой эры кыргызско-узбекских отношений. Что скрывать, контакты с бывшим президентом Исламом Каримовым развивались не столь интенсивно, с официальным визитом он посещал Кыргызстан всего дважды – в начале 1990-х годов и в сентябре 2000 года, и потом был в Бишкеке только с рабочими визитами в рамках участия в саммитах СНГ и Шанхайской организации сотрудничества. Последняя встреча И.Каримова с президентом А.Атамбаевым состоялась в июне 2016 года в Ташкенте в рамках участия делегации КР в саммите ШОС, спустя три года после аналогичной встречи в Бишкеке.
Но с Шавкатом Мирзиёевым в этом году кыргызский президент встречался уже трижды: в кулуарах саммита в Пекине в мае, в июне на саммите ШОС в Астане лидеры провели довольно продолжительную двустороннюю встречу, и в третий раз встретились в Бишкеке. Но в этом году их ждет еще одна встреча: А. Атамбаев заявил, что принял приглашение Ш. Мирзиёева посетить Узбекистан с ответным визитом, который планируется уже на октябрь.
Несмотря на всю сложность взаимоотношений с бывшим узбекским президентом, на наличие ряда насущных проблем, препятствий и ограничений, глава Кыргызстана всегда заявлял, что выстраивание добрососедских отношений с Узбекистаном является одним из главных приоритетов внешней политики Кыргызстана и абсолютно отвечает интересам кыргызского народа.
Новый узбекский лидер на встрече в Бишкеке почти повторил слова А. Атамбаева, заявив, что стратегия Узбекистана, нового руководства страны во внешней политике «нацелена на сближение с нашими соседями, и Кыргызстан для нас является стратегическим партнером».
Оба лидера на переговорах неоднократно повторяли, что готовы решать все имеющиеся вопросы для того, чтобы восстановить исторические связи и оправдать ожидания населения двух стран:
— Мы должны сделать все, чтобы этот исторический день каждый год наполнялся теми конкретными делами, которые народы Кыргызстана и Узбекистана достойно оценили. Только народ может нас оценить, и я очень хочу, чтобы в оценке народа было сказано, что мы начали жить по той истории, которая была нам предначертана предками. В нашей истории очень много совместного и я уверен, что мы никогда друг без друга не выйдем на те рубежи, которые перед нами ставят наши народы. И мы сообща, мирно, дружно, уважая друг друга, можем решить те задачи, которые ставит сегодня перед нами сама жизнь, — заявил Шавкат Мирзиёев.
Самой главной задачей в отношениях между странами на сегодняшний день является решение приграничных вопросов, и они включают не только процесс делимитации и демаркации границы, а также упрощение процесса взаимных поездок граждан, развитие приграничной торговли и культурно- гуманитарных связей. И в этом отношении те шаги, которые сделали президенты, подписав Договор о границе, который закрепляет описание более 85% линии, полностью отвечают интересам народов двух стран, судьбы которых переплелись навеки особым укладом жизни и наличием огромного количества родственных связей.
Решение о том, чтобы выйти на подписание Договора о кыргызско-узбекской госгранице, было достигнуто в ходе прошедшего в Бишкеке 16 августа заседания межправительственной комиссии Кыргызстана и Узбекистана по двустороннему сотрудничеству, а также встреча правительственных делегаций по вопросам делимитации и демаркации госграницы. Обсуждение данного вопроса заняло ни один час времени, и большой вклад в подготовку документа, как и в целом, в интенсификацию торгово-экономических взаимоотношений с Узбекистаном, внесло правительство Кыргызстана во главе с экс-премьером Сооронбаем Жээнбековым. С начала текущего года товарооборот между странами вырос в 1,8 раза, до конца года его планируют довести до $ 200 млн. Что касается госграницы, то менее чем за год рабочие групп правительственных делегаций Кыргызстана и Узбекистана по делимитации и демаркации госграницы провели 15 встреч. К заседанию межправкомиссии в Бишкеке они подготовили проект описания прохождения проектной линии кыргызско-узбекской госграницы, то есть за год сумели подытожить работу, начатую еще в середине 1990-х годов.
Подписание документа главами государств позволит сторонам приступить к делимитации 1170 км из 1378 километров госграницы, а также в том же духе взаимопонимания, о чем завил президент Атамбаев, решить вопросы по 217 километрам или по 36 пока несогласованным участкам, чтобы снять и эту проблему в ходе его визита в Узбекистан.
Даже пока без нанесения окончательной точки на карте, уже сегодня понятно, что обе страны интенсивно двигаются к тому, чтобы, наконец, граждане с обеих сторон границы, могли, минуя особые ограничения, начать снова общаться между собой, ездить друг к другу в гости:
— Мы реализуем все договоренности, чтобы КПП на границе могли работать максимально открыто, чтобы люди могли ходить друг к другу, а не приходить к КПП с телеграммами о смерти кого-то, — заявил А. Атамбаев.
И данные договоренности двух президентов стали реализовываться на практике на следующий день. Ближе к вечеру 6 сентября контрольно-пропускной пункт «Достук-автодорожный», расположенный в Кара-Суйском районе Ошской области на границе с Андижанской областью Узбекистана, возобновил работу в круглосуточном режиме, хотя последние несколько лет работал только с утра до вечера. Кроме того, были сняты ограничения для граждан по пересечению госграницы. Теперь кыргызским гражданам, чтобы попасть в Узбекистан, не нужны сопроводительные документы, они могут спокойно ездить к соседям без приглашения или телефонограмм.
Кыргызстан особо ратовал за снятие таких барьеров как во взаимных поездках граждан Кыргызстана в Узбекистан, потому что это абсолютно отвечает интересам населения и снимает внутреннюю напряженность.
Одним из дальнейших решений по снятию ограничений будет развитие транспортных коридоров, в частности из Андижана через Ош и Иркештам в китайский Кашгар, что, как отмечается в заявлении глав государств, «позволит существенно расширить взаимовыгодные связи между государствами и придаст дополнительный импульс их экономическому развитию». Наличие данного транспортного коридора через КПП «Достук», который является пунктом внешней таможенной границы ЕАЭС, позволит Узбекистану и Кыргызстану наладить взаимоотношения и в рамках данной организации, осуществлять транзит узбекистанских грузов в Китай, и поставку товаров из КР в Узбекистан.
Помимо этого, ни кыргызская, ни узбекская сторона не отказываются от планов строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, считая, что она, несомненно, «будет способствовать росту внутрирегионального товарооборота и привлекательности Центральной Азии как выгодного транзитного звена по маршруту Восток-Запад».
На переговорах с А. Атамбаевым Ш. Мирзиёев заявил, что в ближайшее время Кыргызстан и Узбекистан планируют более активно развивать прямые контакты регионов, для достижения соответствующих договоренностей в Бишкек приехали хокимы из трех приграничных областей и из Ташкента. Мэры кыргызской и узбекской столиц, а также мэры Оша и Андижана подписали соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.
Кроме того, кыргызская и узбекская стороны планируют увеличить товарооборот до 500 млн. долларов в год, чего возможно достичь за счет развития региональных контактов и связей, торговых взаимоотношений, а также связей между предприятиями и деловыми кругами.
Еще ранее, 16 августа по итогам заседания кыргызско-узбекской межправительственной комиссии экс-премьер министр С. Жээнбеков заявил, что узбекская сторона готова поставлять на рынок Кыргызстана сельскохозяйственную технику, автомобили, бытовую технику. А кыргызская сторона в свою очередь, готова поставлять продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности, молочную и мясную продукцию, а также текстильное производство и электроламповую продукцию.
Кроме того, стороны тогда заявили о готовности создавать совместные предприятия, и чтобы быстрее от слов перейти к делу, в состав сопровождавшей президента Узбекистана делегации вошли 20 бизнесменов. 5 сентября впервые в Бишкеке прошел кыргызско-узбекский бизнес-форум. Предприниматели двух стран общались в течение всего дня, и предварительными итогами прошедшей встречи стала договоренность о намерении компаний двух стран и подписать ряд соглашений на сумму 115 млн. долларов.
Нельзя сказать, что в ходе прошедших кыргызско-узбекских переговоров обошлось без неожиданностей, причем очень хороших неожиданностей, которые касаются строительства ГЭС, в частности Камбар-Атинской ГЭС-1.
Кыргызстан ждал позитивного прорыва в этом вопросе со стороны Узбекистана в течение нескольких лет. Президент Алмазбек Атамбаев неоднократно заявлял, что строительство ГЭС в Верховьях реки Нарын ни в коей мере не нарушает прав стран, расположенных ниже по течению, а наоборот, позволяет регулировать пропуски воды, сохраняя ее для вегетационного периода. Глава государства даже предлагал создать трехсторонний кыргызско-казахско-узбекский консорциум для строительства Камбар-Аты, чтобы убедить соседей, что проект не несет никакого вреда.
Однако же позиция прежнего узбекского руководства была непоколебимой: категорически против строительства, заявляя, что оно приведет к несправедливому распределению водных ресурсов в регионе, и это, вероятно, как-то косвенно влияло на судьбу гидростанции.
Но 5 сентября по итогам встречи с А. Атамбаевым Ш. Мирзиёев заявил, что Узбекистан готов вместе с Кыргызстаном строить Камабр-Атинскую ГЭС-1:
— По строительству электростанций, президент Атамбаев меня заверил, что ни одна станция не будет без участия Узбекистана строиться, мы будем принимать в этом самое активное финансовое и ресурсное участие, будем вместе строить Камбар-Атинскую станцию. Она нам необходима, она нам нужна. Мы должны делать это продуманно, мы будем это делать как положено, когда обоим государствам это выгодно.
Можно сказать, что тем самым Кыргызстан стал на шаг ближе к планам по Камбар-Ате, как и ко многим другим планам по развитию сотрудничества со своим ближайшим соседом, о чем неоднократно за все годы на посту президента не уставал говорить А. Атамбаев.
Несомненно, что главы государств не могли обойти стороной тему приближающихся президентских выборов в Кыргызстане. Подчеркивая роль главы кыргызского государства в последние годы, Ш. Мирзиёев заявил, что проголосовал бы за преемственность, за тот мир и стабильность, которые были достигнуты в стране при нынешнем президенте, «чтобы эта преемственность сохранялась».