Брать кредит или нет: советы от Нацбанка

Финансовый сектор в Кыргызстане предлагает потребителям широкий спектр услуг — от денежных переводов до ипотечных кредитов. Но не всегда отношения между клиентами и финансово-кредитными организациями складываются гладко. Своеобразным арбитром в спорах между ними выступает Национальный банк Кыргызстана.

Забегая вперед, отметим, что НБКР не является для ФКО главным вышестоящим органом и не вправе давать им указания или распоряжения в пользу конкретных потребителей.

Отношения между ФКО и потребителями строятся на принципах партнерства и регулируются Гражданским кодексом. С 22 июня 2017 года вступил в силу закон «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». Там четко и ясно написано, что ФКО должны осуществлять кредитование добросовестно, прозрачно, и учитывать экономические возможности клиента. А граждане обязаны принимать взвешенные и ответственные решения при обращении за кредитом.

Чем же помогает регулятор?

В основном граждане обращаются к регулятору с просьбой решить вопросы реструктуризации, пролонгации кредита и списания сумм по ним. Специалисты НБ проводят полную проверку изложенных фактов заявителем. По результатам анализа ему предоставляется ответ по его проблеме, а в адрес ФКО может быть направлено предписание об устранении выявленных нарушений.

Несмотря на то, что количество обращений растет из года в год, регулятор отмечает, что значительная часть якобы нарушенных прав потребителей не находят своего подтверждения.

«Как правило, ФКО по возможности всегда идут навстречу заемщику, пытаются найти с ним компромиссное решение. Однако финансовые возможности ФКО не безграничны, и заемщику необходимо отвечать по своим обязательствам. В случае если стороны не достигают взаимных соглашений, то спорные вопросы разрешаются в судебном порядке. Национальный банк может лишь давать рекомендации по изысканию компромиссных решений», – сообщили в НБКР.

За 8 месяцев 2017 года в Нацбанк поступило 323 письменных обращения без учета устных консультаций и приема граждан.

Что должен знать потребитель при получении кредита

Самые распространенные споры между потребителями и банками вызывают кредиты. Финансисты советуют гражданам сначала подумать, нужен ли им кредит. Необходимо правильно оценивать свои финансовые возможности. Самое главное при получении кредита – это его целевое использование. Часто бывает, что заемщики берут кредиты под бизнес, но используют его не по назначению: на проведение торжества или оплачивают долги по первым кредитам.

Прежде чем подписывать кредитный договор, заемщик должен внимательно ознакомиться со всеми условиями контракта и требованиями кредитной организации. Для этого по закону заемщику предоставляется срок до трех дней. Договор же должен отражать все условия о приобретении кредита, сумме, подлежащей выплате, графике погашения, режиме работы и месте нахождения организации и филиалов. Вся информация должна быть представлена в наглядной и доступной форме.

[tds_warning]Важно помнить, что даже после подписания договора заемщик имеет полное право отказаться от кредита до момента получения денежных средств из кассы.[/tds_warning]

Также не стоит брать обязательства по чужому кредиту на себя. Если у реального заемщика начнутся проблемы с выплатой  кредита, то возврата долга потребуют от официально оформленного заемщика. Просьба о поручительстве по кредиту также чревата ответственностью. Были случаи, когда недвижимое имущество поручителя переходило в собственность банка из-за того, что клиент не мог обслуживать свой кредит.

«При возникновении объективных проблем с погашением кредита не нужно искать посредников. Лучше сразу идите в банк, где оформляли кредит», – резюмируют специалисты.

Поделитесь новостью