Брать кредит или нет: советы от Нацбанка

Финансовый сектор в Кыргызстане предлагает потребителям широкий спектр услуг — от денежных переводов до ипотечных кредитов. Но не всегда отношения между клиентами и финансово-кредитными организациями складываются гладко. Своеобразным арбитром в спорах между ними выступает Национальный банк Кыргызстана.

Забегая вперед, отметим, что НБКР не является для ФКО главным вышестоящим органом и не вправе давать им указания или распоряжения в пользу конкретных потребителей.

Отношения между ФКО и потребителями строятся на принципах партнерства и регулируются Гражданским кодексом. С 22 июня 2017 года вступил в силу закон «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности». Там четко и ясно написано, что ФКО должны осуществлять кредитование добросовестно, прозрачно, и учитывать экономические возможности клиента. А граждане обязаны принимать взвешенные и ответственные решения при обращении за кредитом.

Чем же помогает регулятор?

В основном граждане обращаются к регулятору с просьбой решить вопросы реструктуризации, пролонгации кредита и списания сумм по ним. Специалисты НБ проводят полную проверку изложенных фактов заявителем. По результатам анализа ему предоставляется ответ по его проблеме, а в адрес ФКО может быть направлено предписание об устранении выявленных нарушений.

Несмотря на то, что количество обращений растет из года в год, регулятор отмечает, что значительная часть якобы нарушенных прав потребителей не находят своего подтверждения.

«Как правило, ФКО по возможности всегда идут навстречу заемщику, пытаются найти с ним компромиссное решение. Однако финансовые возможности ФКО не безграничны, и заемщику необходимо отвечать по своим обязательствам. В случае если стороны не достигают взаимных соглашений, то спорные вопросы разрешаются в судебном порядке. Национальный банк может лишь давать рекомендации по изысканию компромиссных решений», – сообщили в НБКР.

За 8 месяцев 2017 года в Нацбанк поступило 323 письменных обращения без учета устных консультаций и приема граждан.

Что должен знать потребитель при получении кредита

Самые распространенные споры между потребителями и банками вызывают кредиты. Финансисты советуют гражданам сначала подумать, нужен ли им кредит. Необходимо правильно оценивать свои финансовые возможности. Самое главное при получении кредита – это его целевое использование. Часто бывает, что заемщики берут кредиты под бизнес, но используют его не по назначению: на проведение торжества или оплачивают долги по первым кредитам.

Прежде чем подписывать кредитный договор, заемщик должен внимательно ознакомиться со всеми условиями контракта и требованиями кредитной организации. Для этого по закону заемщику предоставляется срок до трех дней. Договор же должен отражать все условия о приобретении кредита, сумме, подлежащей выплате, графике погашения, режиме работы и месте нахождения организации и филиалов. Вся информация должна быть представлена в наглядной и доступной форме.

Важно помнить, что даже после подписания договора заемщик имеет полное право отказаться от кредита до момента получения денежных средств из кассы.

Также не стоит брать обязательства по чужому кредиту на себя. Если у реального заемщика начнутся проблемы с выплатой  кредита, то возврата долга потребуют от официально оформленного заемщика. Просьба о поручительстве по кредиту также чревата ответственностью. Были случаи, когда недвижимое имущество поручителя переходило в собственность банка из-за того, что клиент не мог обслуживать свой кредит.

«При возникновении объективных проблем с погашением кредита не нужно искать посредников. Лучше сразу идите в банк, где оформляли кредит», – резюмируют специалисты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться