С развитием технологий общение людей кардинально изменилось. Мобильная связь, Интернет сняли такие барьеры, как расстояние. Однако различные бюрократические проволочки в телекоммуникационной сфере все же остались.
В частности, речь идет о так называемом “мобильном рабстве”. В последнее время все чаще приходится сталкиваться с необходимостью сохранения номера при смене мобильного оператора. Услуга довольно актуальная и могла бы стать востребованной на рынке сотовой связи. Сегодня же при смене своего мобильного оператора приходится расставаться со старым номером. Как итог – многие люди из записной книги не в курсе, что у вас сменился контактный номер.
Первый шаг в решении этого вопроса был сделан два года назад. Так, в марте 2015 года президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал поправки в закон «Об электрической и почтовой связи». Документ подразумевал отмену нормы, которую в народе именуют “мобильное рабство”. Нововведение подразумевало, что при смене мобильного оператора абонент может оставить свой номер без изменения первых трех цифр (кода мобильного оператора).
Однако сегодня, несмотря на принятый закон, отношения между абонентом и оператором сотовой связи строятся по старой схеме: при покупке SIM-карты абоненту принадлежит только сама карта и денежный баланс на телефоне, а номер – оператору, который его обслуживает. Чтобы не терять рабочие контакты, абоненту приходится за отдельную плату включать переадресацию вызовов.
[tds_note]Интересно, что изменения в закон «Об электрической и почтовой связи» должны были вступить в силу еще в 2015 году, однако Государственный комитет информационных технологий и связи, который ответственен за реализацию данного нововведения, попросил у правительства отсрочку до конца 2017 года.[/tds_note]«Для подготовки нормативной и технической базы требуется дополнительное время – не менее одного года. Посему предлагаем перенести срок реализации данной услуги на 1 января 2018 года», – заявляли в Госкомсвязи в январе 2017 года.
Сейчас в Кыргызстане только три мобильных “помещика”. Они давно готовы выполнить законные требования государства и купить оборудование для возможности переноса номера, но при условии, что все вопросы будут отработаны от начала до конца.
Однако до сих пор остается нерешенным вопрос, кто будет хранителем единой базы данных информации об абонентах. Вопрос конфиденциальности — очень щепетильный аспект взаимоотношений между абонентом и сотовой компанией, поэтому мобильные операторы надеются, что это бремя на себя возьмет государство. Так как передача всей информации об абонентах, вклячая паспортные данные, другому лицу вызывает опасения.
Между тем, государство намерено отстраниться от решения этой задачи, наняв третью сторону. Причина кроется в материальной стороне вопроса, ведь согласие стать хранителем всей базы данных повлечет за собой дополнительные расходы бюджета на покупку оборудования и найма штата сотрудников. Отсутствие нормальной нормативной базы также тормозит приобретение оборудования и запуск проекта по отмене “мобильного рабства”.
[tds_info]По подсчетам Госкомсвязи, внедрение подобной системы хранения базы данных абонентов всех мобильных операторов КР обойдется в $2,5 млн.[/tds_info]Также остаются нерешенными два важных вопроса. Во-первых, это процесс определения сотового оператора, которым пользуется абонент. Например, при пополнении баланса телефона через платежный терминал сначала необходимо выбрать сотового оператора. А в некоторых случаях с этим могут возникнуть определенные трудности. Второй вопрос – роуминг. При выставлении счета за международную связь квитанции об оплате будут приходить к тому сотовому оператору, код которого соответствует первым трем цифрам номера.
С момента принятия поправок в закон «Об электрической и почтовой связи» прошло более двух лет, однако вопрос переноса номеров остается в подвешенном состоянии. Общественность продолжает пристально наблюдать за процессом отмены Юрьева дня. Пока же абонентам приходится оповещать своих друзей, коллег и родственников о смене номера по старинке — посредством СМС или обзвона людей из списка контактов.