Активист Аскар Турдугулов — инвалид I группы с 18 лет. Роковой датой в его жизни стало 7 июля 2002 года. Отдыхая на Иссык-Куле, он вернулся в коттедж и обнаружил, что дверь в здание закрыта, полез по лестнице, сорвался и упал на перила. Медики диагностировали у Аскара компрессионный перелом позвоночника, который передавил спинной мозг.
С этого момента его жизнь кардинально изменилась: ему пришлось в прямом смысле слова привыкать жить в среде, не рассчитанной для людей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим активист решил бороться за свои права, рассказывая общественности о трудностях, с которыми ежедневно сталкиваются ЛОВЗ повсеместно — в больницах, торговых центрах, на остановках и т.д. Аскар запустил в соцсетях спецпроект, цель которого — показать, насколько приспособлены социальные, торгово-развлекательные и прочие объекты Бишкека для жизни людей с инвалидностью.
Аскар, расскажите, как вы передвигаетесь сейчас?
В настоящее время на ближние расстояния хожу в ходунках, а на дальние – передвигаюсь в инвалидной коляске. Но мне повезло, я могу водить машину с ручным управлением. Приспособился. Удобно.
С какими проблемами при передвижении сталкиваетесь?
Я не домосед, люблю гулять на свежем воздухе. И когда смог самостоятельно передвигаться на коляске, столкнулся с такой проблемой, что не чувствую себя равным в нашем городе. Равным в каком плане? В том, что для ЛОВЗ элементарно нет пандусов, ступенек, перил, то есть везде приходится просить людей о помощи. Например, в той же Америке люди с ОВЗ чувствуют себя настолько свободно, что если ты поможешь им, то на тебя подадут в суд, приняв такой жест за оскорбление. У них есть все условия для передвижения колясочников. А у нас в стране нужно ко всем обращаться, всех просить о помощи, там ступенька, тут ступенька, там арык, в общем, у нас абсолютно не приспособленный город в этом плане.
У Вас появился свой Youtube-канал, где Вы делитесь интересными видео. Когда и как пришла в голову эта идея?
Активно освещать проблемы ЛОВЗ на Youtube я стал месяц назад. Периодически на нем появляются материалы, в которых я наглядно показываю, как трудно передвигаться в инвалидной коляске по Бишкеку. Хочу, чтобы все увидели, как тяжело таким же, как и я.
Какие здания в городе более адаптированы для ЛОВЗ?
Меня очень порадовал Первомайский соцфонд. Там специализированный пандус, именно такой, какой должен быть по стандарту. Какой должен быть стандарт? Угол наклона должен соответствовать тому, чтобы человек с ОВЗ смог самостоятельно забраться с его помощью. Там даже есть сетчатая решетка на случай, если пойдет снег. Он не попадет на пандус, и людям с ОВЗ не будет скользко. По бокам — два поручня. Не высокие. За счет этого пандус становится более удобным. То есть без посторонней помощи можно попасть в здание. Однако чаще всего мы видим крутые пандусы, которыми и здоровый человек вряд ли сможет воспользоваться.
Из торговых центров для ЛОВЗ больше всего адаптирован «Азия Молл». Там соблюдены все условия для людей с инвалидностью, начиная от парковки, лифтов — все очень удобно. К примеру, сейчас очень много зданий строятся по стандартам архитектуры, есть определенные требования. Обязательным должна быть установка пандусов. Они есть, но почти ни один не соответствует нормам. Получается, установили их для галочки. В «Азия Молл» же пандусы невысокие, удобные, лифты подходящие. Но больше всего меня удивило наличие специально туалета — установили широкую дверь, отдельный унитаз, по бокам — два дополнительных поручня. Что касается остальных торговых центров, о них я не могу отозваться положительно, и передвижение ЛОВЗ по ним вызывает массу трудностей.
Пробовали спускаться в подземки?
Это очень опасно. Я подъезжал к ним, но не решился спуститься. Есть в планах спуститься туда, уже по окончании ремонта. Пообещали в октябре поставить специальные автоматизированные подъемники. Вот и проверим.
Получается, что наш город совсем не адаптирован для людей с ограниченными возможностями?
Сейчас по городу очень много супермаркетов. У них более-менее обстоят дела с этим. Но нужно учесть тот факт, что не каждый инвалид сможет позволить себе отправиться в супермаркет за продуктами. Мне повезло больше, я за рулем, могу поехать и купить все необходимое. Остальные же не имеют своего транспорта или физически не могут самостоятельно передвигаться. Что уже говорить про общественный транспорт?! Люди с ОВЗ элементарно не могут ездить на маршрутках, троллейбусах. И это огромная беда. Был недавно случай, когда парень в инвалидном кресле хотел сесть в троллейбус, там был специальный складной пандус, но водитель просто не захотел его вытаскивать. Так и оставил парня на остановке…
Вы работаете сейчас? Возникали проблемы при трудоустройстве?
Я фрилансер. Маркетолог. Работаю дома. В 2006 году у меня была цель — устроиться на работу в серьезную компанию, получить опыт, добиться карьерного роста. Но прежде чем устроиться в первую компанию, мне пришлось около 40 раз отправлить резюме. В нем я указывал, что являюсь инвалидом. Все время приходил отказ. Только благодаря доктору Женишбеку Назаралиеву смог трудоустроится. Он поверил в меня и мои силы. 4 года проработал там, набрался опыта, и с тех времен работодатели понимали, что я действительно могу работать. Больше с трудоустройством проблем не возникало.
Как родные отнеслись к тому, что с Вами произошло?
Для родных новость о моей инвалидности далась тяжело. Но только благодаря им я смог снова адаптироваться и привыкнуть к новой жизни.
Что говорят врачи? Пойдете на поправку?
Врачи ничего не обещают, так как такая травма у нас мало изучена. Можно сделать операцию, но нет гарантии, что пойду на поправку. Шансы — 50 на 50. Операция дорогостоящая, и не знаешь, будешь ли в дальнейшем лежать или же самостоятельно ходить.
Какие у Вас планы на будущее?
Продолжать освещать проблемы ЛОВЗ. У меня есть много друзей, которые в таком же положении, но они сидят дома, взаперти. Не могут самостоятельно спуститься из дома и куда-то поехать. У нас в стране минимальные пособия и пенсии у людей с инвалидностью. При сумме в 2-3 тыс. сомов ЛОВЗ не могут позволить себе каждый раз ездить на такси. А общественный транспорт вообще не приспособлен для таких людей. Моя цель на сегодня — больше говорить, больше рассказывать о наших проблемах. Ведь о нас вспоминают лишь один день в году, 3 декабря, в Международный день инвалидов. Сейчас предвыборная гонка, может быть, кандидаты в президенты обратят внимание на существующие проблемы ЛОВЗ. И смогут хотя бы частично решить их.