За этот год кыргызстанцы прочитали и услышали многожество приятных отзывов от туристов. Гости всегда отмечают красивую природу, озеро Иссык-Куль и отзывчивость народа. Не стала исключением семья из Сахалина, которая посетила «кыргызскую жемчужину».
Туристы поделились своими впечатлениями, рассказав, что поездка в Кыргызстан им запомнилась даже больше, чем отдых в Таиланде, Дубае, Куала-Лумпуре, Сингапуре и даже в Париже. Им настолько хотелось взять кусочек Кыргызстана с собой, что заказали большую тандырницу, которую установили во дворе своего дома в Сахалине. Теперь, как признаются сахалинцы, они рассказывают о своей поездке соседям, угощая их свежими тандырными лепешками.
Правильно — Кыргызстан
Кто куда этим летом, а мы в Киргизию. Правильно — Кыргызстан. Решение спонтанное, почти авантюрное. Мотивация проста. Первое – недорого. Второе – интересно. Третье – отец семейства когда-то в детстве проводил там все летние каникулы.
Настраивались так: даже если сама Киргизия не понравится, там есть священное озеро Иссык-Куль! А это вам не Тунайча, там даже Чингизхана захоронили, говорят…
О Бишкеке
Столица Кыргызстана – Бишкек — город, по российским меркам, небольшой. Что-то около миллиона жителей. Бишкек поначалу мне не понравился. Какой-то он неухоженный. Тротуарные дорожки по-российски лоскутные: кусочек потрескавшегося асфальта, утоптанная мусорная землица, ямки, кочки… Грязновато. По обочинам каменюки, будто рядом большая стройка, а грунт оттуда раскидали в неположенном месте. Позже выяснилось, что валуны разных размеров валяются везде — и в городе, и за ним. Местные пояснили: рядом Тянь-Шань! Но как только глаз привыкнет и перестанет спотыкаться об эти камни, начинаешь видеть совершенно удивительные вещи.
Весь город в арыках – бетонных канавках, по которым люди бережно ведут горную воду до пункта назначения — клумбы или сада. Сложные, многоступенчатые, с задвижками и круглыми дырочками, они управляются особенными людьми. С одним из них, Уланом, даже чуть-чуть поговорили. Мужчина из тех, у которых морщинки на лице уже сложились в слово «доброта». Он поднимал задвижку, бетонная ванночка наполнялась водой, из дырочек сбоку влага сочилась на газон. А Улан смотрел на это и шептал траве: «Пей-пей-пей»…
Благодаря грамотному и практически круглосуточному поливу Бишкек просто утопает в цветах. И не мелкой россыпи маргариток-ноготков. Здесь в почете розы. Причем не бутоновидные, а из тех, что в суповую тарелку не влезут. Красивые и пахнут хорошо. А в запашистой (не всегда приятно) Средней Азии это важно.
Тянь-Шань трехэтажно высится за городом как подарочная открытка. Не покидает ощущение ненастоящести. Будто сам город Бишкек сфотографировали на зеленом экране, а потом в фоторедакторе доставили за его спиной потрясающие неземные горы. Тянь-Шань видно отовсюду, он хороший гид. Когда надо, подчеркнет существующие красоты, а иногда и отвлечет от чего-то непрезентабельного.
Что-то непрезентабельное
Конечно, в Бишкеке есть что посмотреть, как и в любой столице мира — парки, скверы, музеи, цирки, фонтаны, аквапарки. Нам было интересно увидеть мечети, тем более, что недавно там завершилось возведение крупнейшей в стране. Четыре минарета возвышаются над столицей на 70 метров. А вид самого ажурно-витиеватого строения захватывает дух. И вот стоишь ты, от восхищения работаешь только на вдох, опускаешь глаза, а под ногами листья конопли. То есть сначала сомневаешься, потому что силуэт веселого растения видела только на принтах футболок и кепок. Но потом сомнения уходят, потому что рядом проходящие туристы также склоняются над листочками — и давай фотографировать. Местные рассказывают, что эта конопля «плохая». И использовать ее нельзя. А мы и не собирались.
Достархан
Нет туриста, который бы приехал в Кыргызстан и не доехал до Иссык-Куля. И не будет. Потому что священное озеро – это кыргызское все. В Бишкеке арендовали машину и отправились в путь. По дороге можно перекусить. Дорожные кафешки, честно признаться, так себе. «Я за достарханом» (низкий восточный столик — Прим. ред.) — такую фотографию, конечно, сделать необходимо. Но сидеть за низеньким столиком и на стеганых одеялках с непривычки неудобно. Да и само одеялко после каждого клиента не постираешь, значит… Хотя это волновало, похоже, только меня. Муж и дети были рады забраться с ногами на мягкий настил. Зато еда в Кыргызстане… Что бы ни заказывал, всегда много, сытно, вкусно и свежо. Отсутствие нормальных туалетов волнует, конечно, всех. А их там почти нет. Как на Сахалине, ей богу.
Гаишники
Как мы напоролись на дорожный штраф, рассказывать стыдно. И вот почему. Нашего папу провести невозможно — раз. Скорость мы не превышали, ну, нам так казалось — два. В машине был установлен антирадар — три. И тем не менее… Показался далеко за окном плоский блик священного озера, глазами потянулись за поворот, чтобы увидеть Иссык-Куль уже во всем великолепии. Руль направо – а там люди в форме улыбаются. Засада!
— Доброго дня вам. Отдыхать приехали? У нас тут красиво… И с погодой повезло. Сами откуда?
— Здравствуйте. Да, с Сахалина приехали…
— Вот это да! Так далеко?! У вас там тоже красиво, говорят. Вы штраф 630 сом за превышение скорости как оплачивать будете? Можно картой, у меня вот и терминал есть. Можно наличными.
— Наличными, наверное, карта в машине…
— Ага, давайте. Счастливого отдыха!
На все про все минуты две. Мы ни показания радара не посмотрели, ни квитанции не взяли… Пересчитали деньги. Оказалось, что и сдачу неправильно дал! На 50 сом надурил! А за окном улыбчивый сотрудник патрульной службы уже останавливает следующее авто. Водитель, правда, оказался позубастей:
— Ничего я не превышал! Дайте радар посмотреть!
— Ой, езжай, времени нет тут с тобой… — машет рукой человек-улыбка. Его понять можно, у него сенокос. А у нас тоска в глазах: а что, так можно было?!
Жилье
Гаишник на самом деле нам помог. Если раньше мы относились к кыргызскому приключению как к поездке все-таки за границу, то теперь перестроились на отечественные рельсы. И это, ей богу, было интересно, как прохождение заданий в квесте. Взять хотя бы выбор жилья.
Решили остановиться в самом крупном на побережье озера населенном пункте Чолпон-Ата. Гостиницу заранее не заказывали. Поколесили по сельским проулочкам в поисках подходящих апартаментов и наткнулись на райское место. За забором — десятка два домиков, утопающих в розах. Дорожки, кафешки, двухкомнатные номера, в которых есть даже стиральная машина и большая кухня. Надеваем на себя «кыргызское хитрое лицо», отправляемся на «охоту».
— Ооо. А у вас до озера 7 минут топать… И балкончик какой-то маленький…Сколько, говорите, стоит?
— Четыре тысячи сом.
— Ой, что-то дороговато. Мы вот тут недалеко видели за две.
— Ну, давайте за две тогда!
Не верим в такое стремительное падение, но бровью не дергаем. Заселяемся.
Иссык-Куль
Озеро – сказка. Вода какая-то многогранная, сверкающая, бриллиантовая. Стоишь в Иссык-Куле по подбородок и видишь сквозь водную толщу, что педикюр-то надо бы и подправить. На берегу жарища, +38, но сбоку приятной свежестью поддувает с Тянь-Шаня, как с кондиционера. Инфраструктура такая, что поклонникам Турции здесь делать нечего. Но мы не такие, нам интересно.
«Бананы», парашюты, кафе – все в ограниченном количестве имеется. В отличие от вай-фая. Хотя и в этом плюс. На отпускных фотографиях теперь счастливые лица детей, а не сосредоточенные затылки, нависшие над планшетами. Интернет-задачу решили так: нашли возле гостиницы кафе с WiFi, раз в день приходили туда чайку погонять и общались с оставленным за бортом Кыргызстана миром.
Автомобили
Нашим автопередвижениям можно посвятить отдельную статью с подзаголовками. Первое – езда по дорогам. Ехать тут надо быстро и не учитывая пешеходов. То есть, натурально, если он, гад, по пешеходному переходу вздумал дорогу перейти, объезжай и гневно сигналь! Еще один кыргызский феномен – езда на «почти зеленый». Знаете, это ощущение, когда стоишь на перекрестке и вот-вот загорится разрешающий сигнал. В Кыргызстане на это «вот-вот» успевает проскочить пару авто. Мы по-российски тормозили. И нам в задний бампер сигналила вся кыргызская вселенная.
Еще одна занятная тема – автопарковки. Приехал на рынок за фруктами (они тут сказочно дешевы), припарковался, где придется, потому что асфальтированной и огороженной площадки нет. Хлопнул дверью, а к тебе уже бежит юноша с колючими глазами. И для него ты не человек, а 20 сом на ножках. И машину ты оставил не на мусорной обочине, а на платной автостоянке. Вон, не видишь, что ли, на стене синей краской написано?!
20 сом не жалко. Жалко, когда не за что. Обидно, когда дурят.
— А квитанции вы даете? – и в глазах юноши ты уже не ходячая копеечка. В общем, и этот квест мы прошли.
Тянь-Шань
Путешествие в горные ущелья Тянь-Шаня – еще одно несомненное и сказочное удовольствие. Альпийские полянки, многоуровневые велюровые склоны, разрубленные бурной речкой. Овцы смотрят в глаза, кони жеребят шеей обнимают. Передать красоту природы словами могут только очень талантливые люди.
А я скажу, что наверху я плакала. Не навзрыд, а украдкой. Потом мы всем семейством скакали, взявшись за руки. И даже нашего папу, которого никто (кроме кыргызских гаишников) не может обмануть, кажется, проняло. Вспомнила про сказку «Властелина колец», почему-то вылез из памяти Гендальф с седой бородой. Очень быстро стало ясно, почему. У меня началась классическая горная болезнь. На арендованной пузотерке мы забрались высоко, почти на три тысячи метров над уровнем моря. Для сравнения, наш «Горный воздух» — всего лишь 600 метров. В результате накатила головная боль, стало мутить. Остальные члены семьи были бодры и веселы. В любом случае, оно того стоило.
На обратной дороге мы почти потерялись в запутанных горных дорожках. Уже не было рядом одиноких юрт с привязанными к забору осликами. Как вдруг на вершине какого-то гребня напоролись на детей. Трое чумазых ребят от 4 до 7 лет бродили по дороге, а взрослых от горизонта до горизонта и в помине нет. Мы в растерянности отдали им все имеющиеся в машине конфеты. Они приняли их с достоинством и показали путь.
Много чего еще
В Кыргызстане было много чего еще. Настоящие восточные базары, которые лучше любого музея. Горячие источники, в которых ночью можно мечтать под люстрой из звезд. Был тандыр (среднеазиатская печь в форме кувшина — Прим. ред.) на выходе из гостиницы. Из его глиняной утробы пахло счастьем – горячими хрустящими лепешками. Их раздавали по 50 сом, ни дня без них не прожили. Была семейная кафешка «Аяна», где подружились с каждым из девятерых членов семьи.
И вот что удивительно. Возникло стойкое ощущение, что Кыргызстан к наплыву туристов пока не совсем готов. Туалетов мало, тротуары не такие, с вай-фаем проблемы, опять же. Но почему-то именно этот отпуск запомнился больше, чем поездки в Таиланд, Дубай, Куала-Лумпур, Сингапур и даже Париж. Помимо природных красот достопримечательностью здесь стала сама жизнь, ее особость, смутная узнаваемость себя в прошлом. И кусочек ее мы все-таки утащили с собой.
Уже на обратном пути в Бишкеке купили глиняный тандыр, оформили доставку. На днях он прибыл на Сахалин. Уже два раза пекли на огороде лепешки. Угощали круглым хрустящим счастьем соседей, рассказывали про поездку. И поняли, что еще раз в удовольствием прошли бы этот кыргызский квест.