Кыргызстан имеет достаточно высокий статус на международном уровне с точки зрения гендерного равенства. В частности, это касается равенства мужчин и женщин в секторе образования.
Однако с точки зрения экономического и политического участия женщин в жизни страны Кыргызская Республика остается на низком уровне. С барьерами и препятствиями в этом вопросе с помощью международных организаций в настоящее время борется Министерство труда и социального развития КР. Именно с этой целью была создана Межведомственная рабочая группа по проведению гендерного анализа трудового законодательства и выработке предложений по устранению гендерной дискриминации при поддержке совместного проекта Азиатского банка развития (АБР) и Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) «Разработка политики по устранению гендерной дискриминации в трудовом законодательстве».
«Главная цель стратегии АБР – это сокращение бедности, – рассказывает Айдай Бедельбаева, консультант по гендерным вопросам АБР. – И мы помогаем правительству Кыргызстана через достижение экономического роста, улучшение инвестиционного климата, расширение экономических возможностей и через оказание помощи людям стать более трудоспособными. Помимо этого, АБР помогает в реализации Национальной стратегии по гендерному равенству и реализации национального плана действий. Если говорить о предыстории вопроса, то в 2015 году было проведено исследование на тему правовых барьеров, существующих в трудовом законодательстве. Были вывялены ряд препятствий, которые не позволяют женщинам более активно участвовать в экономике страны. Но это исследование не предложило рекомендаций. Это и явилось отправной точкой для Министерства труда и соцразвития для продолжения этой работы. АБР же посчитал необходимым поддержать эту инициативу, в результате чего и возник этот проект».
Как поясняет Айдай Бедельбаева, с обретением независимости возможности трудоустройства для женщин в республике сильно сократились. И на сегодняшний день доля женщин в экономически активном населении страны составляет всего 41 %. При этом уровень безработицы среди женщин тоже достаточно высок – около 9 %, среди мужчин – 6,5 %.
«В основном женщины сосредоточены в так называемом неформальном секторе, и средняя заработная плата женщин составляет 75 % от зарплаты мужчин. Существует много барьеров, которые не позволяют женщинам достаточно активно участвовать в экономической жизни страны. Мы надеемся, что результатом нашей работы станут выработанные рекомендации для улучшения ситуации, которые в будущем повлияют на улучшение политики в сфере трудового законодательства», — говорит гендерный эксперт АБР.
Исполнительный директор ФЕЦА Динара Мусабекова отмечает, что экономическая активность женщин в Кыргызстане в разы меньше, чем мужской части населения. И большая часть финансовых ресурсов сосредоточена именно у мужчин.
«На протяжении многих лет мы работаем с проблемами сельских женщин. И мы посчитали, что анализ трудовых прав женщин является основным корнем тех проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашей работе каждый день. Что касается вопросов лидерства женщин, здесь тоже наблюдается огромная пропасть. Особенно в свете того, что в обществе стали отчетливы религиозные тенденции, мы видим, что ситуация не улучшается, а наоборот – она ухудшается. Последние 5 лет мы идем в сторону регресса. И гендерный анализ трудового законодательства как раз станет неким плацдармом, чтобы увидеть реальную ситуацию с трудовыми правами женщин», — заключает Динара Мусабекова.
По итогам очередного заседания Межведомственной группы, созданной приказом министра труда и социального развития, были выработаны ряд рекомендаций. В частности, основными направлениями оптимизации трудового законодательства Кыргызской Республики эксперты назвали корректировку отдельных норм Трудового кодекса, касающихся отпуска по уходу за ребенком, режима рабочего времени женщин, имеющих детей; пересмотр порядка выплаты пособий по беременности и родам, пересмотр норм о юридической ответственности работодателя, отказывающегося принять на работу беременную женщину или женщину с маленьким ребенком и другие. В будущем они будут рассматриваться и дорабатываться всеми заинтересованными сторонами уже на уровне межсекторального диалога.