Некоторое время назад пресс-служба Главного управления патрульной милиции (ГУПМ) МВД сообщила K-News о том, что за 9 месяцев 2017 года в Кыргызстане произошло 4 тыс. 463 дорожно-транспортных происшествия, жертвами которых стали 603 человека, еще 6 тыс. 798 — получили различные телесные повреждения.
Что нужно предпринять для того, чтобы уменьшить количество ДТП? Как бороться с правонарушителями? Эти вопросы K-News решил задать активисту Айбеку Баратову, активно поддерживающему внедрение проекта «Безопасный город» в Кыргызстане.
Айбек, как вы считаете, почему до сих пор не реализован проект «Безопасный город», который помог бы спасти сотни жизней наших соотечественников?
Еще два года назад мы, активисты, предлагали внедрить проект «Безопасный город» — установить камеры на всех перекрестках столицы, а затем и всего Кыргызстана. В Бишкеке около 200 перекрестков, то есть, если установить минимум 4 камеры на каждом, понадобится примерно 800 камер. Понятное дело, на это нужны деньги, но можно было придумать и альтернативные пути. Например, позволить гражданам сообщить о нарушениях и премировать их за это. Допустим, возле вашего перекрестка есть объект, на котором можно разместить камеру видеонаблюдения. Почему бы на базе МВД не создать электронное облако, куда люди могли бы скидывать все зафиксированные нарушения. Ведь сейчас у каждого есть телефоны, почти в каждой машине висят видеорегистраторы, которые фиксируют нарушения ПДД. И вообще, почему бы государству не поощрять свидетелей нарушений за такие видео? Однако эта система должна быть прозрачной.
Наше правительство думает, что на реализацию системы «Безопасный город» потребуются десятки миллионов сомов из госбюджета. Но тут, как мне кажется, логика другая должна быть. Государство должно объявить тендер и пообещать тому, кто его выиграет, выплачивать, к примеру, 20-30% от суммы всех штрафов. В таком случае выстроится очередь из компаний, которые захотят выиграть этот тендер. И они будут предлагать лучшие условия. Это можно было сделать как минимум 5 лет назад…
Нужно ли увеличить штрафы для водителей?
Уровень культуры вождения в Кыргызстане очень низкий, и повышать его надо только жесткими методами. Нужно увеличить штрафы. Я за то, чтобы ввести уголовную ответственность за вождение в пьяном виде, сажать на реальный срок. Даже если водитель ничего не совершил, но был пойман пьяным за рулем. За первое подобное нарушение – посадить на месяц, за второе – на три, за третье – на полгода и т.д. Вот тогда люди реально будут бояться нарушать. И еще: если увеличить штрафы, то сотрудники ГАИ будут брать больше взяток. От этого никуда не деться. В конечном итоге, это ударит по карману водителей. Если сейчас они отдают по 100-200 сомов в качестве взятки сотруднику ГАИ, то когда штрафы возрастут в несколько раз, придется «вручать» гораздо больше. То есть размер взяток и штрафов в любом случае ударит по карману. Но с другой стороны, если сотрудники вымогают взятку, то тоже нужно сообщать об этом. Система доноса в европейских странах работает эффективно, потому что там назначают премию тем, кто сообщает о нарушениях. Звонок может быть анонимным. Если бы у нас это ввели, то и коррупция среди сотрудников УПМ снизилась бы, и количество нарушений ПДД сократилось.
Так почему в нашей стране не увеличивают штрафы?
Многие депутаты думают, как люди будут оплачивать увеличившиеся по сумме штрафы. Встречный вопрос: а не проще ли вовсе не нарушать? Чиновники то оплатить смогут, просто они якобы переживают за народ, который не сможет справиться с такими суммами. Но тому, кто не нарушает, незачем платить штрафы.
Чем вы занимаетесь в данное время, есть ли новые проекты по безопасности на дорогах?
Сейчас налаживаем связи с гражданскими активистами города Алматы, пробуем копировать их модель борьбы с правонарушителями. Например, произошло нарушение ПДД. Просто отправить видео не получится. Нужно будет заполнить специальный бланк, то есть заявление, в котором необходимо написать свои данные, координаты и уже потом прикрепить к нему файл ( видеозапись нарушения) и отправить. В таком случае это будет официальное обращение гражданина КР в госорган. Тогда сотрудники правоохранительных органов обязаны будут отреагировать на него. Мы хотим создать дополнительный инструмент для граждан и предложить активно использовать его. Но, к сожалению, мы живем в переходных условиях. На эти все инициативы нужна политическая воля чиновников. Нужно отменять все нормы, которые мешают людям жить. И вообще, нужно быстрее вводить автострахование. Это же очень удобно. Если у вас произошло ДТП, то на месте будет разбираться компания, а не вы. В этом случае при ДТП вы уже ничего не решаете и ни о чем не беспокоитесь, специалисты все сделают за вас. Мы очень долго идем к осознанию необходимости автострахования.
Как сегодня граждане сообщают о правонарушениях на дорогах?
У нас есть различные мобильные приложения, куда отправляют десятки правонарушений, но почему-то применяются меры только в отношении серьезных, резонансных происшествий, то есть тех, которые попадают в СМИ. Нужно понять, что таких нарушений десятки, а то и сотни по всей республике.