Кубат Рахимов: Многие направления экспорта в Китай были «зарублены» кыргызской таможней

С 10 октября 2017 года, после выступления президента КР Алмазбека Атамбаева против президента Казахстана и в результате разгоревшегося в этой связи политического скандала, кыргызстанские экспортеры столкнулись с таможенным «заслоном» со стороны Казахстана. Кроме местных экспортеров в очереди на границе стоят грузовые авто казахских предпринимателей и третьих стран с международной маркировкой TIR.

В связи с проблемами при экспорте отечественных товаров в Россию и Казахстан экономисты заговорили о новом рынке сбыта продукции с маркировкой «Made in Kyrgyzstan», заявив, что республика может торговать с Китаем.

О возможностях местного экспорта по отношению к китайским потенциальным партнерам редакции K-News рассказал председатель комитета Торгово-промышленной палаты КР по вопросам промышленной политики, содействия экспорту, развития инфраструктуры и логистики Кубат Рахимов.

Китайский рынок — большой и интересный, он потребляет органическую продукцию. Проблема в том, что система сертификации импорта очень сложная. За 26 лет независимости единицы смогли освоить этот рынок. Рахимов считает, что есть гипотетическая возможность сконцентрировать 5 специализированных «чемпионов» по производству сельхозпродукции и попытаться выйти на рынок КНР.

«К примеру, можно продавать раннюю крупноплодную черешню. Ее там хорошо покупают. Но был пример, когда предприниматель отправил в Китай две партии черешни, а на третьей наши таможенники попросили взятку такого размера, что было проще продать товар на внутреннем рынке», – отметил Рахимов.

По словам эксперта, многие направления экспорта на Китай были «зарублены» «благодаря» таможне Кыргызстана. Во всем мире, если таможенник пытается «заработать» на экспортерах, то это считается предательством национальных интересов.

Еще одной проблемой экспорта в восточном направлении является неотлаженная логистика – авиационная, грузовая, автобусная. Эксперт напомнил, что машины из КР не пускают дальше Кашгара. Причина тому — нормы министерства транспорта КНР и слабость кыргызских переговорщиков.

Кыргызстан теоретически может построить железную дорогу по направлению Китай-Кыргызстан-Узбекистан. По мнению эксперта, строительство можно завершить приблизительно за 5-8 лет, а примерная стоимость составит $4-7 млрд. У страны таких собственных возможностей нет. Выходом из этой ситуации могут быть частные инвестиции или государственно-частное партнерство. Но в республику с ВВП $6 млрд и с госдолгом в $4 млрд никто вкладываться не будет.

«Я предлагаю не тратить время и деньги на различные проекты, а заняться дипломатией, восстанавливать отношения с соседями и научиться пользоваться существующей железнодорожной сетью на юге и севере Кыргызстана. На юге она идет через Узбекистан-Казахстан с выходом на Россию или Европу, либо через Китай в сторону Японии и Южной Кореи. А с севера она идет еще легче: сразу через Казахстан либо через Хоргос в Китай, Японию и Южную Корею, либо на Россию и Европу», — заключил Кубат Рахимов.

По данным Нацстаткома, за январь-август 2017 года экспорт Кыргызстана составил $1,1 млрд, импорт — $2,7 млрд. При этом в Китай экспортировано товаров всего на $61 млн, а импорт в Кыргызстан из Поднебесной превысил $927 млн.»

Поделитесь новостью