В Бишкеке при Министерстве труда и социального развития Кыргызской Республики существует служба, в которую могут обратиться дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Центр «Телефон доверия для детей 111» работает с 10 сентября 2015 года. Основной его задачей является защита прав детей, оказание психологической помощи детям, подросткам и их родителям.
Если у ребенка случилась беда, он может обратиться в Центр за консультацией и психологической помощью по телефону, особенно в случае жестокого обращения и применения насилия. Психологи Центра оказывают помощь круглосуточно. Звонки, поступающие на номер «111», всегда записываются.
Позвонить и попросить о помощи может любой ребенок, поскольку звонки со всех операторов связи бесплатные. Именно поэтому в Центр часто дозваниваются абоненты со всех регионов республики.
Директор Центра Марина Джапаркулова рассказала K-News о работе организации и о том, с какими проблемами чаще всего обращаются к специалистам звонящие.
«Телефон доверия был создан для детей. Но сейчас мы принимаем звонки как от детей, так и от взрослых. Реальный звонок никогда не остается без ответа. Не обходится, конечно, и без телефонных хулиганов, которые звонят, чтобы подурачиться.
Обращения бывают разными. Есть абоненты, которые хотят проконсультироваться по телефону, некоторые звонят, чтобы получить психологическую помощь. Также есть случаи, когда необходимо вмешательство специальных служб или организаций. В этом случае мы перенаправляем обращение в соответствующие органы, в зависимости от их компетенции.
К нам могут позвонить с других районов и регионов республики. В этом случае мы перенаправляем обращения в местные службы того или иного района. Стоит отметить, что Центр не оставляет без внимания такие обращения. Спустя некоторое время мы перезваниваем тому, кто обращался к нам за помощью, и уточняем, какой в итоге они получили результат».
За 9 месяцев 2017 года по автоматизированной системе поступило 881 реальный звонкок – обращений абонентов (из них 30% — от абонентов мужского пола, 70% — от абонентов женского пола) с психологическими расстройствами, по вопросам семейных отношений и конфликтов, семейного насилия над женщинами, воспитания и поведения ребенка, взаимоотношения детей и родителей, учеников и преподавателей, пренебрежительного отношения, по системе образования, медицинского обеспечения, по распространению в соцсетях интернет-игр, оказанию помощи, о функциях Центра и др.
«В частности, к нам поступают звонки от взрослых, которые просят оказать психологическую помощь. Многие из них не знают, как справиться с ребенком, у которого наступает переходный период. Также звонят дети, которые не понимают, как общаться с родителями в этот период. Обращения бывают разными. Отмечу, что можно позвонить по телефону доверия анонимно.
Был случай, когда женщина потеряла своего сына. Куда бы она ни обращалась, не было никаких результатов. После звонка в Центр пришлось подключить представителей МВД. Лишь спустя два месяца мать нашла своего сына. История заключалась в том, что подросток любил играть в компьютерные игры. Родительница рассказала, что раньше сын мог уходить из дома и отсутствовать в течение 2-3 дней. В последнее время мальчик слишком увлекся виртуальными играми. Женщина призналась, что накануне исчезновения 16-летний сын поссорился с ней. Причина конфликта банальна: мать упрекнула подростка в том, что его сверстники в этом возрасте подрабатывают и помогают родителям. На момент обращения материи в Центр мальчик отсутствовал уже 12 дней. Как я уже говорила, найти его удалось спустя 2 месяца. Выяснилось, что все это время он находился у друга. Причину своего побега мальчик аргументировал тем, что хотел подзаработать, чтобы угодить маме. Женщина очень обрадовалась, когда нашли сына», — рассказывает психолог.
В результате проведенной сотрудниками Центра совместно с представителями территориальных подразделений госорганов и учреждений работы удалось помочь многим. В том числе подростку, который едва не стал жертвой сексуального насилия. Сотрудники Органов внутренних дел провели с ним конфиденциальную беседу. А районное и городское Управление соцразвития взяли ребенка под свой контроль», — резюмировала Марина Джапаркулова.