Изменения в Водный кодекс Кыргызской Республики, обсуждаемые эти дни в Жогорку Кенеше республики, вызвали небывалый интерес у общественности. Дело в том, что поправки в Кодекс, которые в трех чтениях рассмотрели и одобрили в профильном комитете ЖК по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию, позволяют горнопромышленникам вести добычу полезных ископаемых возле ледников.
В преддверии принятия важного решения парламентариями дали о себе знать противники предлагаемых поправок. Ратуя за сохранение ледников Кыргызстана, активисты организовали у стен Жогорку Кенеша митинг в защиту окружающей среды. Их главным требованием стала отмена внесения поправок в Водный кодекс. Активисты свели проблему к одному общему знаменателю – руднику Кумтор, в угоду которого якобы и принимаются скандальные поправки. Свое возмущение они мотивировали тем, что дальнейшие работы на золотодобывающем предприятии приведут к окончательному ледников Давыдова и Лысого, а вода, как известно, — одно из немногих природных богатств, которыми так дорожит Кыргызстан.
Действительно ли добыча золота и работа на ледниках представляет опасность для экологии? И кто (или что) на самом деле угрожает ледникам? Человек или инвестор?
По словам кандидата географических наук, гляциолога Дмитрия Петракова, намедни побеседовавшего с нашими коллегами из ИА «24.kg», главной угрозой для ледников республики нужно считать не золотодобывающие предприятия, а глобальное потепление – явление, характерное для всей планеты.
«Если рассматривать не только экологический вопрос, а рассуждать с позиции здравого смысла, то ледники Давыдова и Лысый — это менее 0,33 процента от всей площади и объема ледников Кыргызстана. Поэтому, когда мы говорим о масштабах нанесения вреда ледникам страны, — это ничтожно маленькая цифра, — подчеркнул специалист.
По его словам, ежегодно глобальное потепление в Кыргызстане «уничтожает» в 2-3 раза больше льда, чем было 30 лет назад на указанных выше ледниках, еще до того, как начали осваивать месторождение Кумтор.
«О полном уничтожении ледника Давыдова в результате разработке рудника Кумтор и речи быть не может. На его части продолжаются работы по перемещению льда, который складируется в долине ледника Лысый. Верхняя часть ледника Давыдова сохранена, и, насколько мне известно, ее не собираются трогать, так как в этом нет необходимости. Во-вторых, крутизна склонов верхней части ледника Давыдова не предполагает проведения горных работ из-за ограничений технического характера и безопасности. Выемка льда на леднике Лысый не проводится, и любой человек может в этом убедиться, посмотрев на общедоступные космические снимки лета и осени 2017 года», — отметил Дмитрий Петраков.
Со слов гляциолога, разработка рудника Кумтор «не окажет абсолютно никакого влияния на регион». Максимум, чего стоит опасаться – в радиусе нескольких сотен метров от ледников может поменяться рельеф.
В качестве явного примера прямого влияния климатических изменений на ледники Петраков привел массив Ак-Шыйрак, 90 процентов льда которого растаяло за 10 лет (с 2003 по 2013 годы) именно под воздействием глобального потепления. Специалист также добавил: если сценарии изменения климата реализуются, к 2100 году площадь оледенения массива Ак-Шыйрак сократится еще на 80 процентов.
Год назад специалисты, в числе которых был и Д.Петраков, провели анализ по определению степени влияния производственных, в том числе и взрывных, работ на Кумторе и измерению альбедо (отражающей способности ледников). Изучение данных привело ученых к выводу, что влияние компании на альбедо не прослеживается: да, на ледниках имеется пыль, принесенная ветрами.
«И если взять за основу оценки эксперта Исакбека Торгоева по расчету объемов выбросов пыли при взрывах и пересчитать на всю площадь Ак-Шыйрака, то на фоне природной составляющей мы опять же получим техногенный вклад менее 1 процента, — подчеркивает Петраков. — Да, запыление ледников есть, оно значительное. Но оно происходит за счет пыли пустынь, находящихся далеко от снежных вершин Тянь-Шаня. Ветры приносят на ледники в сотни раз больше пыли, чем дает «Кумтор».
Мнения о том, что таянию ледников способствуют причины экологического характера, придерживаются и другие гляциологи. Неоднократно различные экспертные группы проводили мониторинг ледников. И в большинстве случаев причиной таяния ледников и исчезновения снежных масс специалисты называли именно глобальное потепление.
«В результате воздействия глобального потепления идет процесс таяния ледников, расположенных не только на горных хребтах Ак-Шыйрака на территории месторождения Кумтор, но и других ледников. Что касается ледника Давыдова, то под техногенным воздействием разработки месторождения Кумтор растаяла языковая часть ледника. В целом процесс таяния ледников вызван природным фактором – изменением климата. Вследствие этого воздействие деятельности предприятия «Кумтор» на ледники Ак-Шыйрака не столь значительное», — такие выводы были опубликованы в 2016 году в отчете экспертной группы по изучению состояния ледников, расположенных в зоне месторождения Кумтор. Соответствующий доклад в Жогорку Кенеше озвучивал старший научный сотрудник Института земледелия НАН КР, гляциолог Рыскул Усубалиев.
«Ак-Шыйракские ледники, в среднем, естественным путем отступают в год на 7-10 метров. За 10-12 лет массив Ак-Шыйрак потерял около 14 процентов своей площади оледенения. Примерно такую же картину можно наблюдать в других районах. Долинные ледники, языки которых лежат в низинах, сокращаются более быстрыми темпами из-за повышения температуры. Вероятность их исчезновения очень высока. В горах на высоте 4 тыс. метров над уровнем моря и выше (Центральный Тянь-Шань, пики Хан-Тенгри и Победы, массив Ак-Шыйрак) процесс таяния идет медленнее в связи с более суровым климатом. В целом, из-за климатических изменений ледники во всем мире сокращаются по длине и теряют массу, то есть объем. Если тенденция к потеплению сохранится, таяние льдов продолжится», — прогнозировал Усубалиев.