В Караколе впервые разрабатывают бюджет в программном формате

Автор -
560

В городе Каракол Иссык-Кульской области на стадии завершения находится разработка бюджета города в программном формате. В разработке нового для органов местного самоуправления формата бюджета оказывает поддержку Фонд Евразия Центральной Азии в рамках проекта «Вовлечение граждан в городской бюджетный процесс», реализуемого при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан». О нововведениях в законодательстве, об особенностях программного бюджета и о том, какую пользу это принесет горожанам, в интервью рассказал эксперт проекта Чингиз Бексултанов.

Расскажите, пожалуйста, почему с этого года органы местного самоуправления начали составлять свои бюджеты в новом формате?

1 января 2017 года вошел в силу Бюджетный кодекс КР. В этом документе заложены статьи, которые обязывают органы местного самоуправления разрабатывать бюджет в программном формате. Также заложено обязательство по опубликованию информации о результатах реализации бюджета на своих официальных сайтах.

При этом местные органы власти не знали, как разрабатывать программные бюджеты?

Все правильно. Мы проводили встречи с несколькими мэриями, айыл окмоту, даже представитель профильного отдела Министерства финансов не знал об этих требованиях. Проблема в том, что при принятии новых нормативных правовых актов не все изучается в деталях. В итоге мы периодически можем попадать в такие ситуации, когда нормативный правовой акт уже принят, но пути его реализации не продуманы. Поэтому и был запущен этот проект, направленный на оказание помощи органам МСУ в реализации норм Бюджетного кодекса по подготовке бюджета в программном формате.

Скажите, а чем отличается программный бюджет от традиционного?

Главное отличие состоит в том, что программный бюджет позволяет отслеживать работу органов МСУ. Традиционный бюджет — это смета расходов, представленная по функциональной и экономической классификации. Например, по экономической классификации указываются расходы на заработную плату, отчисления в Соцфонд, транспортные услуги и прочее. По сути, есть только информация по статьям расходов бюджета. Главное отличие программного бюджета состоит в том, что идет связь между программой развития органа МСУ и бюджетом. В стратегическом плане развития указываются основные цели и направления деятельности органа МСУ. Эти направления в программном бюджете указываются в виде программ. Еще одно отличие: к каждой программе разрабатываются бюджетные меры и по каждой мере указываются индикаторы результативности. Допустим, мэрия планирует построить новые дороги. Тогда в индикаторах результативности указывается, что в 2018 и в последующие два прогнозных года планируется построить столько-то километров. Таким образом, при наличии доступа к программному бюджету всем заинтересованным сторонам будет легче проводить мониторинг эффективности работы мэрии, т.к. за всеми расходами местного бюджета закрепляются измеримые результаты работы мэрии.

Что в результате программный бюджет даст простому жителю Каракола?

Жителям будет намного легче отследить, что делает мэрия, на что она тратит бюджетные средства. Например, в программном бюджете должно быть четко прописано всё: сколько мэрия планирует посадить деревьев, сколько отремонтировать школ, детсадов, дорог или установить общественных туалетов. При использовании традиционного формата бюджета происходит по-другому. Например, за строительство дорог отвечает условное муниципальное предприятие «Дорожное хозяйство». В традиционном бюджете указывается только общая смета расходов предприятия: заработанная плата, отчисления в Соцфонд, прочие расходы. Из приведенной сметы расходов не будет понятно, какая часть расходов направляется на ремонт дорог и тротуаров, сколько километров дорог будет отремонтировано, сколько квадратных метров брусчатки будет уложено. Также отсутствует возможность оценки средней себестоимости ремонта 1 км дорог и т.п.

Таким образом, в традиционном формате бюджета большая часть информации о деятельности мэрии скрыта от граждан, а при использовании программного формата бюджета создается возможность оценить, каких результатов мэрия достигла, и насколько она эффективно работает.

Каким образом проект помог мэрии Каракола?

Во-первых, были проведены переговоры с мэрией. Градоначальник поддержал данную инициативу по разработке программного и гражданского бюджета. После данной встречи, в августе был проведен двухдневный тренинг, куда были приглашены представители общественности, неправительственный сектор, горожане и сотрудники мэрии. На данном тренинге мы предоставили участникам тренинга информацию о бюджетной системе КР, о роли мэрии в жизнедеятельности города и о программном бюджете. Вторую часть тренинга мы разрабатывали структуру программного бюджета — определили стратегические цели, программы, бюджетные меры и индикаторы результативности. Все эти наработки сейчас применяются при разработке программного бюджета г. Каракол.

В сентябре мы провели встречи с сотрудниками мэрии для доработки программного бюджета. Также мы собирали информацию об ожидаемых индикаторах результативности, о том, какую деятельность будут осуществлять структурные подразделения мэрии в 2018-2020 гг.: строительство дрог, проведение культурных мероприятий, поддержка спорта. На основе этой информации мы подготовили драфт описательной части программного бюджета. В последующем будет разработан гражданский бюджет – это более упрощенная и понятная для горожан форма бюджета.

После доработки проекта программного и гражданского бюджета планируется провести бюджетные слушания, в котором сможет принять участие каждый желающий. Цель проведения бюджетного слушания заключается в предоставлении информации о приоритетных направлениях деятельности мэрии и сборе предложений от горожан для доработки городского бюджета.

Поделиться