Ювелирные изыски XIX века: какие украшения были популярны у кыргызских модниц

Автор -
1779

Мода на ювелирные украшения существовала всегда. Кыргызские модницы XIX века, равно как и во всем мире, предпочитали изысканные украшения. Правда, ювелирное дело у кыргызов было развито слабее, чем у узбеков. И украшения с более сложным орнаментом приобретались на территории южного Кыргызстана. Некоторые серьги на севере Кыргызстана изготавливали из частей более крупных украшений. К примеру, разбирали накосные украшения: они шли как запчасти к серьгам и ожерельям.

Серьги

По словам кандидата исторических наук Александра Камышева, эти серьги были изготовлены путем переплавки серебряных монет. Ныне серебряный блеск на изделиях отсутствует из-за того, что металл переплавлялся несколько раз. Судя по сложности их изготовления, серьги – свадебные.

Серьги из переплавленного серебра, XIX век

Браслеты

Браслеты изготавливались из серебра и были массивными. Материал для них добывался также путем переплавки серебряных монет. В позапрошлом веке основным материалом служили царские монеты. Но были и посеребренные браслеты, только система была отличной от современной. Сейчас изделия окунают в расплавленный металл. А в то время на браслет серебро набивали молотком, и получался толстый слой из драгоценного металла. Подлинность таких браслетов можно проверить с помощью обычного магнита – если он не прилипает, то браслет полностью серебряный. Кстати, такие браслеты наши бабушки носили и в последние десятилетия существования Советского Союза.

Кольца

Кольца отличались своей простотой, но для красоты на них делали насечки. Мастера не готовили их цельными, там оставляли прорези, чтобы регулировать под женский палец. Здесь прослеживается прагматизм изготовителя, ведь ювелирные украшения передавались из поколения в поколение.

Бусы

Бусы для ожерелья готовили из различных камушков, кварца и крашеного стекла. Процесс их изготовления был наиболее трудоемким. Мастера сверлили дырки в бусах тонкой палочкой или иглами, насыпая туда песок. Даже если в процессе камушек трескался, работу делали до конца и поврежденный элемент использовали в качестве части украшения. Из каменных бус мастера могли сточить фигурки животных.

Также бусы становились частью и других украшений. Так, коралловые бусинки прикрепляли к накосным украшениям. Иногда на их месте оказывались и монеты — как царского, так и советского периода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться