Официально подтверждено, что только 20% богословов и имамов, которые преподают в медресе и в других религиозных учебных заведениях, имеют базовое религиозное образование. Об этом говорится в докладе подготовленным «Булан институтом инноваций по укреплению мира» совместно с Государственной комиссией по делам религий КР.
Также отмечается, что из 2 тыс. сотрудников того же Духовного управления мусульман 70% не имеют специального религиозного образования. Всего 2,5% получили высшее духовное образование в стране или за рубежом, 20% — окончили медресе, а 10% — прошли специальные краткосрочные курсы имамов.
«Недостатки в религиозном образовании напрямую оказывают негативное влияние на национальную безопасность, приводят к радикализации общества, распространению идей религиозного экстремизма. Идет не качественное, а количественное развитие религиозного образования. Например, сегодняшнее исламское образование не просто не позволяет получить какую-нибудь специальность, но даже не отвечает современным требованиям», — говорится в докладе института «Булан».
В последнее время в Кыргызстане заметно вырос интерес в получении религиозного образования в целом, и в частности его получении за рубежом.
За годы независимости в Кыргызстане появилась масса религиозных учебных заведений, не имеющих ни лицензии, ни единой учебной программы. Согласно статистике, с каждым годом увеличивается число детей, которые обучаются в медресе. В феврале 2017 года Духовное управление мусульман Кыргызстана сообщило, что общее количество получающих знание в медресе составило уже 6 тыс. детей.
В настоящее время в Кыргызстане 112 религиозных учебных заведений исламского толка прошли регистрацию в Госкомиссии по делам религий. Исследования «Булан института» показали наличие двух видов медресе.
- Первый вид – это медресе, работающие вплотную с муфтиятом, прошедшие регистрацию в Государственной комиссии по делам религий, имеющие отдельное здание и соответствующие условия для обучения детей.
- Второй вид — это в основном медресе, открытые при мечетях типа хужры. В таких медресе не созданы необходимые для обучения детей условия. Они функционируют за счет поступающих в мечети садака и других благотворительных пожертвований. У большинства из них отсутствует регистрация, медресе открывают, как захотят, и обучают по 15-20 детей.
«Кроме этого, открыты теологические учебные заведения, профинансированные Управлением по делам религий (Диянет) Турции, главная особенность которых заключается в выдаче дипломов государственного образца. Среди них медресе — 102, но фактически из них действуют только 78 медресе», — отмечают специалисты «Булан института».
Деятельность медресе находится под контролем Управления мусульман Кыргызстана, а учебные программы утверждаются Советом улемов при муфтияте.
В июле 2017 года первым в истории Кыргызстана Исламский университет Кыргызстана получил лицензию государства. По мнению бывшего ректора университета Марса Ибраева, будет правильным, если и медресе будут получать государственную лицензию.
«На сегодня из-за того, что не поднимается вопрос о необходимости выдачи лицензий нашим медресе, государство не признает их дипломы. Закончившие медресе, наши дети остаются в тяжелом положении, потому что с этими свидетельствами они не могут ни найти работу, ни поступить в вузы. Вот поэтому было бы хорошо, если и медресе получали бы лицензию от Министерства образования. Исламский университет в этом году получил лицензию. Мы чувствуем, что это очень здорово», — сказал он.
По Конституции страны, религия отделена от государства, поэтому медресе и другие религиозные учебные заведения не получают финансовой поддержки со стороны властей. Все медресе в Кыргызстане находятся в частной собственности и финансируются из негосударственных источников.
В 2014 году в рамках принятой в Совете безопасности концепции для повышения знаний теологов и имамов был создан фонд «Ыйман». В настоящее время данный фонд обучает учителей медресе, имамов, казы и теологов, некоторым даже выплачивает ежемесячно стипендии. Как отметил глава фонда «Ыйман» Нуржигит Кадырбеков, в этом году прошли обучение 2300 имамов.