Кыргызстан после президентских выборов: экономические перспективы, обеспечение безопасности и внешнеполитические приоритеты

В Бишкеке обсудили перспективы развития политической и социально-экономической сфер Кыргызстана, роль республики в обеспечении региональной безопасности, а также отношения со стратегическими партнерами и векторы внешней политики страны.

Данные вопросы обсуждались в контексте избрания нового президента КР и вступления в силу поправок в Конституцию, принятых путем всенародного референдума в прошлом году и перераспределивших полномочия между ветвями власти. Дискуссия состоялась по инициативе Клуба региональных экспертов КР «Пикир».

«Согласно новой Конституции президент отвечает за формирование и реализацию внешней политики страны. Как продемонстрировали первые шаги Сооронбая Жээнбекова на посту главы государства, стратегическим приоритетом республики остается взаимодействие с Россией, странами ЕАЭС, Китаем и соседними государствами. Символично, что проведение нашего круглого стола совпало с официальным визитом президента в Узбекистан, — отметил, открывая дискуссию, модератор встречи, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.

Он напомнил, что за последний год кыргызско-узбекские отношения претерпели коренные изменения в положительную сторону, и теперь Узбекистан рассматривается Кыргызстаном, как один из ключевых партнеров в реализации взаимовыгодных экономических проектов. При этом эксперт подчеркнул, что без политических решений невозможно выстраивать экономическое сотрудничество, приведя в пример недавнюю негативную ситуацию в кыргызско-казахских отношениях.

«Конечно, Кыргызстану и Казахстану еще многое предстоит сделать, чтобы больше не повторялись пограничные препятствия в торгово-экономических отношениях. Но Сооронбаю Жээнбекову, путем переговоров с Нурсултаном Назарбаевым, удалось снять острую проблему, связанную с экспортом нашей продукции в Казахстан и транзитом грузов через соседнюю республику», — отметил Игорь Шестаков, добавив, что четкая позиция президента КР в отношении расширения сотрудничества в рамках ЕАЭС позволит предпринимателям республики увеличить экспорт своей продукции.

В отношение внутренней политики КР было отмечено, что республика продолжит курс на парламентаризм и укрепление всех вертикалей власти. Новый президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков не будет вмешиваться в работу правительства, парламента, судебной системы. Об этом в своем выступлении сообщил сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир», заслуженный экономист КР Жумакадыр Акенеев.

«Сооронбай Жээнбеков четко дал понять, что не будет влиять на работу исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Но! Президент будет строго спрашивать за качество исполнения их непосредственных обязанностей, которые должны быть нацелены  на развитие экономики и социальной сферы, на укрепление внутренней и внешней безопасности страны, на улучшение имиджа государства, как на геополитической арене, так и внутри республики», — подчеркнул эксперт.

При этом он отметил и роль экспертного сообщества, в частности Клуба «Пикир», в решении задач, направленных на развитие страны. По словам Жумакадыра Акенеева, сегодня власти страны не просто считаются с мнениями экспертов Клуба, но и выполняют рекомендации, сформированные на его площадке.

Стоит отметить, что данные рекомендации даже вошли в стратегию развития страны до 2040-го года.

По мнению эксперта по вопросам государственного управления Шерадила Бактыгулова, это очень взвешенный документ, который не только четко обозначает все основные направления развития Кыргызстана, но и предусматривает механизмы и инструменты для пошагового достижения стратегических задач в экономике, внутренней и внешней политике, в вопросах безопасности и т.д.

«Это, пожалуй, первая, действительно продуманная стратегия, которую реально реализовать, в отличие от предыдущих фантастических программ, которые имели мало общего с реальностью. Данный документ демонстрирует новую философию власти в Кыргызстане, давая четкое представление о том, куда и как будут развиваться различные направления. Например, в сфере безопасности мы четко видим, что КР будет наращивать сотрудничество с ОДКБ, как в плане укрепления обороноспособности страны, так и в плане участия республики в геополитических проектах и миротворческих миссиях», — сообщил эксперт.

Говоря о контурах внешней политики, прописанной в программе 2040, Шерадил Бактыгулов подчеркнул, что они четко обозначены и предусматривают углубление сотрудничества со стратегическими партнерами – Россией и Казахстаном, а также странами ЕАЭС и подразумевают укрепление взаимоотношений с соседями, такими как Узбекистан и Китай.

Однако общественный деятель Жыпар Жекшеев считает, что Кыргызстану недостаточно просто укреплять и углублять отношения с союзническими и дружественными государствами, оставаясь лишь объектом геополитических процессов. Он считает, что республика должна проявить активность, чтобы стать самостоятельным субъектом на международной арене.

«Кыргызстан на протяжении всего периода своей независимости  занимается вопросами внутренней политики, оставаясь незаметным на геополитической арене. Но пора эту ситуацию менять. Мы должны проявить активность, чтобы с нами считались. Нашим главным стратегическим партнером является Российская Федерация, значит, мы должны не просто открыто об этом заявить, но и поддерживать Россию в геополитических процессах, не оглядываясь и не опасаясь того, что кому-то это может не понравиться»,  — подчеркнул Жыпар Жекшеев.

С его мнением согласился и эксперт Кайрат Осмоналиев, который считает, что четкая позиция, подкрепленная конкретными действиями, будет позиционировать Кыргызстан как реального геополитического игрока. Осмоналиев выразил точку зрения, что внешняя политика – это не только прописанный в стратегии список партнеров и союзников, но и конкретные действия, направленные на увеличение геополитического веса страны.

В своем выступлении эксперт подверг сомнению идею премьер-министра республики Сапара Исакова о развитии парламентаризма до того уровня, когда даже президента будут выбирать депутаты. Так как эта инициатива для Кыргызстана является неподходящей, и не поможет стране в решении ни внутренних, ни внешних политических задач.

«Я согласен, такая модель, возможно, хороша для западных стран, но не для Кыргызстана. Во-первых, у нас ментальность другая. Во-вторых, наша партийная система далека от идеала настолько, что вряд ли народ доверит депутатам такой важный в сознании людей выбор, как выбор президента. Сегодня более 70-ти процентов поручений, которые дают депутаты, – это откровенное лобби, которое преследует интересы очень узкой группы лиц, и не соответствует интересам большинства. Учитывая это, можно представить, что будет, если парламентариям доверить выбор президента», — отметил Кайрат Осмоналиев.

О том, что партийная система в Кыргызстане – ее формы и методы, структурирование политических организаций, формулирование партийных программ и концепций – не соответствует заявленному курсу на парламентаризм, в своем выступлении отметил и политический обозреватель Аркадий Гладилов. По его мнению, политическая деятельность партий сводится к борьбе за места в парламенте и в исполнительной власти, при этом их целью не является решение тех или иных государственных вопросов.

Данное заявление вызвало полемику среди экспертов, большинство из которых подчеркнули, что парламентаризм в Кыргызстане находится в стадии становления, и выразили уверенность, что уже к следующим парламентским выборам данная ситуация изменится, учитывая, что уже сейчас наметились новые тенденции в политической сфере.

«Экс-президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву удалось переформатировать ситуацию, сведя на нет деструктивные проявления, что привело к политической стабильности. Это в свою очередь позволило создать благоприятные условия для развития экономики и повышения инвестиционной привлекательности республики», — отметил эксперт в вопросах экономики Олег Панкратов.

Говоря о внешнеэкономических трендах, он особо подчеркнул значение кыргызско-узбекских отношений, которые, по мнению эксперта, будут укрепляться, как в направлении двустороннего торгово-экономического сотрудничества, так и в контексте участия КР в ЕАЭС.

«Узбекистан заинтересован в налаживании сотрудничества с Кыргызстаном, в том числе, и учитывая членство нашего государства в евразийском экономическом союзе, учитывая, что ЕАЭС ведет активную работу по сопряжению проекта с глобальным экономическим проектом Китая «Один пояс – один путь». Таким образом, создается тяжеловесный геополитический блок. И Узбекистан заинтересован быть к этому причастным», — добавил эксперт.

При этом, как отметил в своем докладе эксперт по геополитическим вопросам Марс Сариев, Узбекистан открывает перед Кыргызстаном колоссальные  промышленные перспективы, учитывая уровень узбекской индустриализации и заинтересованность узбекских предпринимателей в создании совместных кыргызско-узбекских производственных предприятий.

«В беседах с узбекскими бизнесменами выяснилось, что у них имеется большая заинтересованность в не только в торгово-экономическом сотрудничестве, но и в партнерстве в сфере автомобилестроения, выпуска бытовой техники и т.д. Кроме того, Кыргызстан может использовать возможности, которые имеются в организованной Узбекистаном зоне свободной торговли с Афганистаном. Тем более, что в свое время Кыргызстан экспортировал в Афганистан цемент и стекло», — считает политолог.

В этой связи Марс Сариев обратил внимание участников встречи, на необходимость проанализировать методологический подход к стратегическим вопросам, тем более, что геополитическое положение и окружение Кыргызстана в последнее время значительно изменилось.

«Если мы работаем в рамках Средней Азии, где линия фронта проходит по Афганистану и за ней концентрируются силы, представляющие недружественную среду – это одна стратегия. Но если мы смотрим шире и определяемся в рамках Центральной Азии, в которую помимо пяти постсоветских республик входят еще Афганистан, Монголия и СУАР, то это уже другая стратегия. Тогда, Афганистан и СУАР мы рассматриваем, как потенциальные рынки экспорта. Несомненно, отношения с Россией, Казахстаном, Узбекистаном и Китаем имеют первостепенное значение для Кыргызстана, но и развитие торгово-экономических связей с Афганистаном для нас тоже может стать перспективным», — добавил Марс Сариев.

Возвращаясь к теме кыргызско-узбекских отношений, эксперт Эдил Осмонбетов отметил, что процесс их укрепления – это один из двух ключевых элементов, приведших в геополитическое движение центрально-азиатский регион. Вторым элементом стал конфликт между Кыргызстаном и Казахстаном.

«Кыргызстан в силу разных факторов является одним из ключевых игроков в Центральной Азии. И сегодня это уже признанный факт. Учитывая, что из-за конфликта с нашей республикой Казахстан потерял много геополитических очков и утратил региональное лидерство, сегодня на первенство в регионе претендует Узбекистан. Поэтому кыргызско-узбекские отношения играют важную роль в процессе переформатирования ситуации в центрально-азиатском регионе», — отметил эксперт.

Между тем эксперт из Казахстана Расул Бахамов предложил перевернуть страницу конфликта между Кыргызстаном и Казахстаном и двигаться дальше, подчеркнув, что казахский бизнес заинтересован в развитии сотрудничества с Кыргызстаном, так же как и кыргызские предприниматели заинтересованы в наращивании сотрудничества с Казахстаном. Также есть необходимость проведения информационной работы в рамках ЕАЭС, чтобы впредь избежать повторения таких негативных ситуаций.

«В рамках Евразийского экономического союза необходимо проводить разъяснительную работу о требованиях  и нормативах, потому что это является проблемой, как для кыргызских, так и для казахских производителей и экспортеров. Необходимо решать вопросы с соблюдением фитосанитарных норм, это тоже наша общая проблема. И конечно же нужно пересмотреть общее отношение к серому импорту, я не говорю только про Кыргызстан или Казахстан, эти вопросы время от времени возникают в разных точках ЕАЭС», — добавил казахский политолог.

Подводя итоги встречи, участники  подчеркнули, что в Кыргызстан имеет хорошие перспективы развития по всем направлениям, учитывая внутриполитическую стабильность и последовательность в реализации внешнеполитического курса, нацеленного на углубление двусторонних отношений со стратегическими партнерами и соседними государствами, а также на укрепление сотрудничества в рамках международных объединений, таких, как ЕАЭС, ШОС, ОДКБ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться