Профайлинг — это понятие, обозначающее совокупность психологических методов оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения.
K-News побеседовал с профайлером-верификатором Арсланбеком Камчыбековым, который рассказал о том, в каких сферах используют профайлинг, как распознать ложь собеседника, а также поделился особенностями женской и мужской лжи.
Где можно использовать профайлинг?
Например, в аэропортах, чтобы задержать нелегалов и контрабандистов.
Специалисты спрашивают фамилию пассажира и смотрят на его лицо: если он пытается улететь по поддельному паспорту, то, конечно, будет эмоция страха – расширенные зрачки, соответствующая мимика. Даже если человек может себя хорошо контролировать, все равно он себя выдаст. Мимика будет деревянная, напряженная.
Или смотрят, как человек пьет кофе либо курит. Если слишком часто затягивается, то он нервничает, если дым идет вниз, значит у человека проблемы. Если дым идет вверх, то стресса нет.
Также обычно нарушителей вычисляют по тому, что он слишком часто озирается, смотрит на билет постоянно, сидит не двигаясь. У стойки регистрации, когда пассажир отвечает на вопросы, он может вспотеть, хотя в зале работает кондиционер.
Был случай в аэропорту Оша, когда девушка шла по залу. Специалисты вычислили ее по неестественной походке, при ходьбе она сильно зажималась, и по ней было видно, что она боится что-то выронить. Ее пригласили на осмотр и нашли наркотики.
Также начали проверять рейс в Турцию: у одной из пассажирок грудь была очень «неестественной» формы. Когда у нее спросили, что в груди, она нервно отвечала, что это силикон. По лицу было видно, как она испугалась. Ее пригласили на досмотр и обнаружили контрабанду.
Сотрудники всегда внимательно смотрят, как люди реагируют на вопросы.
Самым надежным аэропортом в мире считается израильский — имени Бен-Гуриона, потому что там работают очень много специалистов-профайлеров. За 80 лет своей истории он не раз подвергался атакам террористов, но ни одна не увенчалась успехом.
У нас на таких специалистов недостаточно средств, но я считаю, что на безопасности экономить нельзя.
Где еще можно применять профайлинг?
Есть профайлинг в сфере бизнеса. При сложных переговорах на большие суммы обязательно в составе сторон есть верификаторы. Они делают заключение о том, насколько можно доверять партнеру.
В банковской сфере профайлинг используется кредитными специалистами. Они могут определить по речевым признакам лжи о том, что человеку нельзя доверять.
Также есть профайлинг в сфере правоохранительных органов — для следователей.
Есть также интересное направление – семейный профайлинг: если супруги не доверяют друг другу и хотят проверить склонность к азартным играм, к мошенничеству, к скрытому воровству. В семье можно вычислить склонность к суициду у детей.
Сфера применения профайлинга очень широкая.
Как вы себя чувствуете в обществе? Вы же видите все в людях?
Близким и родным право на ложь надо всегда давать. Это тайна человека: если он не хочет о чем-то говорить, надо с этим согласиться. Я могу определить, когда человек обманывает, и если ему это нужно, то пусть.
За 10 минут беседы человек успевает соврать 3 раза. Молодые люди на первом свидании 7 раз из 10 врут или приукрашивают факты.
Мужчины за год врут 1 700 раз, женщины — 700. Своя специфика лжи есть и у женщин, и у мужчин. Женщины вообще редко признаются во лжи, они говорят, что просто приукрасили. Ложь во благо.
А мужчины врут нагло, чтобы шкуру свою спасти. Например, муж пришел утром, на лице глупая улыбка, переминается с ноги на ногу, речь невнятная. А женщина когда врет, речь становится торопливой, она активно жестикулирует, глаза в потолок.
Как определить врет или нет? Возможно, у человека просто манеры такие?
Вначале задаются простые вопросы, на которые он точно ответит правду, потом — контрольный вопрос. И тут надо наблюдать за реакцией. Вы увидите, как человек ведет себя в комфортной ситуации и в условиях, когда он испытывает стресс.
Есть патологические лжецы, но все равно словами можно соврать, но мимикой и телом — нет.
Если человек смотрит влево, значит, он начал сочинять, придумывать. Если во время беседы человек прячет руки в карманы, нервно теребит, женщины начинают трогать свои украшения – это стресс. Прикрыты веки – это желание закончить беседу.
Если человек притрагивается к носу, то он врет. Есть такой синдром Пиноккио: при стрессе увеличивается давление, и ткани носа набухают, рука сама тянется его почесать.
Когда Биллу Клинтону задали вопрос о том, были ли у него отношения с Моникой Левински, он 26 раз притронулся к носу.
Все эмоции всегда отражаются на лице, скрыть их невозможно.