Женщины на продажу: как девушки из Кыргызстана попадают в сексуальное рабство

Автор -
13807

«Он вошел ко мне в комнату и приказал раздеться. Я попросила воды и пошла на кухню. Там увидела нож, схватила его и начала угрожать, чтобы мне вернули паспорт», — вспоминает Айгерим (имя изменено) свою попытку трудоустроиться в Турции.

Девушке 27 лет, ее близкая подруга Мадина (имя изменено) предложила ей поехать в Турцию для работы в кафе. Мадина уже несколько лет ездит туда, чтобы заработать, поэтому всю организацию поездки Айгерим доверила ей. У нее не было загранпаспорта и денег на перелет, но подруга предложила оплатить все расходы, сказав, что деньги Айгерим может отдать с зарплаты. Как только она дала согласие, Мадина заплатила за изготовление срочного паспорта, который был готов через два дня. Так Айгерим вместе с лучшей подругой отправилась в другую страну в поисках лучшей жизни.

Вместо запланированного города, недалеко от Стамбула, они отправились в Анталию. Там их встретили двое мужчин. Обстановка в квартире, куда они приехали сразу напрягла Айгерим – грязь, окурки, к тому же девушка обратила внимание, что все двери закрываются на ключ.

Мадина забрала у нее паспорт, сказав, что спрячет его в сейф, после чего она начала распивать алкогольные напитки вместе с мужчинами. Айгерим заметила, что отношение ее подруги к ней стало очень агрессивным.

«Мне стало страшно, и я сказала, что уеду. Мадина заявила, что вначале я должна вернуть ей деньги за паспорт и перелет, также добавила, что она решит, вернусь я домой или нет», — делится Айгерим.

Подслушав разговорам, она поняла, что Мадина обещала этим мужчинам привезти девушку из Кыргызстана, один из них требовал отдать ему паспорт Айгерим, сказав, что он станет ее патроном (хозяином).

«Они начали издеваться надо мной, говоря, что я – никто. Они меня избили до крови и заперли в комнате. Я уснула, а проснувшись, увидела, что кровотечение не остановилось», — вспоминает Айгерим.

Девушку все-таки отвезли в больницу, сказав врачам, что она порезалась, когда готовила ужин. Айгерим пыталась все объяснить, но из-за незнания языка ее никто не понимал. Врачи вызвали полицию, и Айгерим увезли в участок. Туда приехала Мадина, сказав, что купила билет до Бишкека, поэтому Айгерим согласилась с ней уйти.

Ее посадили в автобус, сказав, что она доедет до Стамбула, а там сядет на самолет. Находясь в шоковом состоянии, Айгерим не заметила, что билет был до неизвестного ей города Кютахья. Девушка просто вышла на конечной остановке и уснула на скамейке. Ее обнаружил неизвестный мужчина, который накормил ее и отвел в полицейский участок. Там она показала кыргызский паспорт и ее определили в шелтор. Пять дней Айгерим восстанавливалась после избиения, после чего ей купили билет до Кыргызстана.

«С Мадиной мы учились вместе с первого класса, я не думала, что она может быть проституткой. Не представляю, сколько девушек она могла также продать в Турции», — делится Айгерим.

История Айгерим – один из множества случаев, когда девушки попадают в сексуальное рабство в Турцию, Дубай, Корею и так далее. Многие из них попадают туда через объявления о работе горничными, официантками, нянями. Некоторая часть таких объявлений все же предполагает совсем другую «работу» – проституцию.

На звонок по одному из таких объявлений о работе горничной в Турцию ответила девушка, которая пригласила на встречу. Тет-а-тет она объяснила, что у нее нет разрешения на отправку людей за границу, поэтому гарантом безопасности является только ее честное слово.

Также она не смогла предоставить на изучение трудовой договор, сказав, что он будет подписываться уже в Турции, а вместо рабочей визы посоветовала лететь по туристической.

«Можете взять билет пока что только туда. Обратный возьмете, когда будете собираться обратно. Не понравится, сможете уехать, вам посчитают, сколько вы отработали, и выплатят причитающиеся деньги. Работа не сложная, если будете хорошо работать, могут увеличить зарплату», — сказала она.

В подтверждение своих слов женщина-работодатель дала номер хозяина гостиницы Эмра, сказав, что он хочет предварительно поговорить с будущей горничной. В диалоге он также убеждал потенциальную сотрудницу в том, что ничего сложного в работе горничной нет.

«Есть мифы, что человека вывозят в бессознательном состоянии. Нет, его просто обманом заманивают. В объявлениях пишут, что нужны няни, домработницы, парикмахерши, официантки», — сказала менеджер программ Международной организации по миграции Жылдыз Ахметова.

По приезду девушек попросту передают в бордели, там ставят перед фактом, что она должна будет обслуживать клиентов. Попытки противостоять этому там решаются двумя способами.

«Их самым натуральным образом ломают – настолько избивают, что они несколько дней лежат и восстанавливаются. Второй способ воздействия – угрозы и шантаж. Подсыпают девушке снотворное, после чего она засыпает, и с ней делают разные вещи. Все это снимается на видео. Потом угрожают, что выложат этот ролик в интернет. Эти люди – тонкие психологи, они прекрасно знают к какому человеку как подойти», — сказала Жыдыз Ахметова.

Авторы некоторых объявлений открыто говорят о специфике работы. В группе «Работа Кыргызстан» в Facebook с профиля Gul Culi периодически публикуют объявления о том, что требуются девушки для работы в Турции. В личной переписке собеседник сразу признается, что работать придется в сфере оказания интим-услуг.

Девушка-агент признается, что сама из Кыргызстана. Зарплату она обещает около $3-4 тыс.

Как поделился один из лидеров сообщества Kyrgyz Club в ОАЭ Максат Атматкулов, им часто приходится сталкиваться с проблемами соотечественников за границей.

«Помогаем по мере обращения. Например, года 2 назад освобождали одну нашу соотечественницу, которая попала в сексуальное рабство. По договору она должна была работать парикмахером, но по сути ее заставили заниматься проституцией. Она обратилась в наше сообщество через кого-то из клиентов. Мы тогда отправили одного из наших активистов под видом клиента, таким образом нам удалось вызволить ее оттуда», — сказал он.

Атматкулов также отметил, что в основном в Дубае девушки работают в районе Насер сквер и Аль Карама.

«Адреса меняются каждый месяц, если не чаще», — сказал он.

Помимо проституции сексуально рабство имеет и другой характер. Кыргызстанки, которые работают в Турции несколько лет, заманивают туда девушек и продают определенному лицу.

Жаныл (имя изменено), 54 года:

Жаныл в Кыргызстане работала посудомойщицей, однако встретив давнюю знакомую Тинатин, которая позвала ее в Турцию, она также отправилась попытать счастье и найти достойный заработок.

Вместе в ней поехали еще 8 женщин, которым Тинатин обещала найти работу.  

«Когда мы долетели до Стамбула, она начала себя совсем по-другому вести, стала очень агрессивной. Тинатин быстро нашла работу молодым девушкам, но через 2-3 дня они вернулись со слезами. О том, что с ними произошло, нам не говорили», — вспоминает Жаныл. 

Для самой Жаныл нашлась работа в качестве сиделки для одного пожилого человека. Но кроме работы по хозяйству мужчина начал требовать от Жаныл спать вместе с ним.

«И что мне оставалось делать? Выхода у меня не было и я жила у него месяц. В один из выходных дней я сбежала и не вернулась к нему», — сказала Жаныл.

 Другую работу женщине помогла найти ее сестренка, которая уже несколько лет живет в Турции. Как только Жаныл накопила на обратный билет, она вернулась в Кыргызстан.

«Как сложилась судьба девушек, которые приехали вместе со мной, я не знаю. Тинатин всех продала туркам. Я там многое увидела, кыргызстанки, которые сами давно работают в Турции, заманивают туда девушек и продают их, как живой товар. Я лично удержала девушку, которая хотела прыгнуть с 8-го этажа. Я знаю, что у Тинатин есть еще три сообщницы, одну из них зовут Айсулуу. Ее ищут парни-кыргызы, чтобы отомстить за девушек, но не могут поймать», — говорит Жаныл.

По ее словам, в Турции у Тинатин есть кличка Айше, она уехала туда 10 лет назад, когда умер ее муж.

По данным ГУУР МВД, в Кыргызстане за период с 2013 года по 2016 год включительно судами было рассмотрено в общей сложности 50 уголовных дел, возбужденных по статье 124 «Торговля людьми» УК КР.

Все организации и ведомства, работающие в этой сфере, в том числе сами правоохранительные органы отмечают низкую раскрываемость дел.

«Сложность в том, что отсюда граждане выезжают добровольно, и само преступление происходит в другом государстве. И потерпевшие иногда не дожидаются конца процесса и возвращаются, иногда само государство не возбуждает уголовные дела в отношении своих граждан», — сказали в ГУУР МВД.

По данным Судебного департамента при Верховном суде КР, по статье 124 за последние 5 лет осуждено 62 человека.

В кризисном центре «Сезим» отметили еще одну проблему, из-за которой страдает раскрываемость дел – девушки хотят забыть о том, что с ними произошло, либо не желают, чтобы об этом узнали родственники.

«Одна молодая девушка рассказывала, что где-то в гетто на нее одели балахон и запустили к наркоманам, она оттуда еле живая вышла. В день по 30-35 мужчин пропускали через нее. Конечно, она хочет все это забыть. Еще одна девушка не соглашалась добровольно работать, тогда двое мужчин взяли ее за ноги и свесили с девятого этажа. Выбора у нее не было», — сказала Бюбюсара Рыскулова.

Айгуля, 23 года:

Айгуль живет в городе Ош и с 5 лет вместе с родителями продавала овощи и фрукты на рынке. После того как она окончила школу, вынуждена была прекратить образование из-за нехватки денег. Она познакомилась с парнем, от которого забеременела. Их брак не продлился долго из-за того, что муж стал ее избивать и много пил.

«После развода отношения с родителями стали напряженными. Я не могла устроиться на работу, бывший муж не помогал, а ребенок постоянно болел», — делится Айгуль.

Вскоре Айгуль познакомилась с женщиной, которая предложила ей поехать в Турцию на заработки, пообещав ей работу няни. Девушка удержалась за возможность стать независимой от родителей и согласилась на предложение.

По прилету в Стамбул у Айгуль отобрали документы, прямо сказав, что теперь она должна работать проституткой. Оказавшись одной в незнакомой стране, ей пришлось согласиться на единственную возможность заработать деньги. Расул – человек, на которого она работала, обещал заплатить перед ее отъездом. Айгуль осталось только радоваться тому, что Расул не избивал и не запирал в комнате как других девушек. Однако клиенты ее жалеть не стали.

«Плохо относились клиенты, не хочу вспоминать об этом… Через 7 месяцев, не получив денег, я была освобождена полицией, которая передала меня в МОМ Турции. Вот так я вернулась в Кыргызстан с кучей болезней и разочарованием в жизни», — поделилась Айгуль.

«Цель торговцев — быстро завлечь девушку, чтобы она не успела никому из близких рассказать об отъезде. Они говорят: «Думай быстрее, одном место осталось», — сказала руководитель кризисного центра «Сезим» Бюбюсара Рыскулова.

Девушек отпускают, когда они вырабатывают свой ресурс, либо невольные жертвы обстоятельств просто сбегают. Человек здесь является товаром, для торговцев – это товар многоразового пользования. Если хозяин считает, что девушка свое отработала, ее передают другому, и это продолжается снова и снова, пока человека не доведут до такого состояния, чтобы выкинуть, как отработанную вещь.

«Это вопиющие по своей жестокости и цинизму преступления, где жертвой становится человек. Я боюсь, что те кейсы, когда человека максимально использовали, до нас даже не доходят. Наши кейсы – это девушки, которые смогли убежать, они перепрыгивают через заборы, при этом могут ноги сломать, руки повредить», — сказала Жылдыз Ахмедова.

Асель, 25 лет:

На базаре в Оше Асель вместе с подругам услышала по радио объявление о наборе официанток в Эмираты. Из-за финансовых проблем в семье она не получила образование, но ей хотелось скорее начать самостоятельную жизнь и помогать родителям.

Подруги обратились по объявленному адресу. Там молодой человек побеседовал с ними, внимательно осмотрел их внешние данные и сказал, что они подходят. Из беседы девушки поняли, что будут оказывать сексуальные услуги. Других перспектив они не видели, и через два недели девушки должны были вылететь в Дубаи. Денег на билеты и загранпаспортов у них не было, но молодой человек пообещал предоставить им все необходимое в долг. Через неделю они вылетели.

Всех девушек по приезду продали в гостиницы, объяснив, что они обязаны отработать по 5 тыс. долларов. Днем Аселя работала официанткой, а вечером — проституткой. После 10 месяцев такой «отработки» Асель попала в миграционную тюрьму. Через 4 месяца девушку и ее подруг депортировали в Кыргызстан.

Руководитель проекта ОО «Эл агартуу» Нуржан Тулегабылова отмечает, что жертвы боятся оглашать свой статус, ведь торговля людьми – очень коррумпированная система.

«В таких схемах задействованы не только преступные группы, но и государственные структуры. Один человек занимается вербовкой, другой — переправкой, но могут быть задействованы и сотрудники пограничной службы», — сказала она.

За последние 5 лет Международной организацией по миграции была оказана помощь 107 пострадавшим от сексуальной эксплуатации.

Выявить реальные масштабы проблемы очень сложно. Как отмечают эксперты, те факты, которые получают огласку, — лишь вершина айсберга. По данным расследования французского издания La Liberation «Торговля женщинами в Центральной Азии», в 2003 году около 4 тысяч женщин из Кыргызстана проданы в арабские страны, Турцию, Южную Корею и Китай. Город Ош превратился в перевалочный пункт работорговли, откуда женщин, привозимых из Таджикистана, Казахстана и регионов Кыргызстана, переправляют в страны дальнего зарубежья.

Статья подготовлена в рамках двухнедельной практики по расследовательской журналистике, проведенной общественной организацией «Журналисты-расследователи Армении».

Поделиться