Целый месяц кыргызстанцы открыто высказывали свою позицию относительно поправок в законопроект «Об электронных деньгах», инициированных Национальным банком Кыргызстана. Общественные слушания завершатся 12 февраля, после чего регулятор должен будет принять решение.
Само же общество разделилось на тех, кто «ЗА», и тех, кто «ПРОТИВ». Заместитель председателя НБКР Лада Орозбаева уверена, что разные мнения в конечном итоге помогут найти решения, которые удовлетворят интересы населения.
Не все люди, которые сегодня встали на защиту сотовых операторов, до конца понимают в чем суть вопроса. Многие СМИ уверяют население, что Национальный банк Кыргызстана хочет запретить использование электронных кошельков в стране. Такая интерпретация вопроса на руку сотовым компаниям. На их защиту встали абоненты и держатели электронных кошельков.
Оно и понятно: использование электронных кошельков – это неизбежное будущее. Люди быстро привыкли к комфорту и удобству. Сегодня с электронного кошелька можно совершать платежи за услуги, покупки и многое другое. По официальным данным, в 2017 году число электронных кошельков составило порядка 700 тысяч.
На самом деле, регулятор вовсе не пытается запретить электронные кошельки. Напротив, НБКР выступает за развитие рынка безналичных платежей. В республике даже принята Госпрограмма по увеличению безналичности в финансовом обороте страны.
На круглом столе зампред НБКР Лада Орозбаева заявила: «Мы как регулятор заинтересованы в увеличении доли безналичных платежей и в том, чтобы рынок электронных кошельков развивался. Сегодня вопрос о запрете не стоит, речь идет о механизме пополнения кошельков путем возврата авансового платежа».
По заявлению представителей операторов связи, денежные средства на балансе телефона, пока они не были израсходованы на оплату услуг связи, являются собственностью абонента, и он волен ей распоряжаться по собственному усмотрению. Права клиентов сотовых компаний закреплены как в законе «О защите прав потребителей», так и в Конституции. Именно эти средства мобильные операторы и предлагают использовать для оплаты услуг и совершения покупок. Они также заявляют, что любой гражданин может при желании прийти в центр обслуживания и по желанию снять эти деньги с баланса.
На деле все выглядит иначе: по заверению граждан в социальных сетях, многие неоднократно пытались обналичить свой мобильный баланс, но безуспешно. В центрах обслуживания людям попросту отказывали, ссылаясь на отсутствие такой услуги.
Если 12 февраля 2018 года регулятор примет проект постановления о внесении изменений и дополнений в положение «Об электронных деньгах», то пополнение электронного кошелька с баланса телефонов станет недоступным, и сотовым компаниям придется искать другой выход на этот рынок. Электронные кошельки же никуда не исчезнут.
«Независимо от того, какое решение будет принято 12 февраля, мы прекрасно понимаем, в какое время живем, — подчеркнула Лада Орозбаева. — Процесс увеличения безналичных платежей будет продолжаться с мобильными операторами или без. К этому вопросу должны подключиться и другие игроки – банки, операторы платежных систем».
Сегодня сотовые компании пытаются выставить мобильные электронные кошельки как новый продукт, который не имеет аналогов в стране. На самом деле это не так. Впервые электронные кошельки в Кыргызстане появились в 2014 году. Они позволяют держателям, пополнив счет в банке или через терминал, не вставая с дивана, оплатить коммунальные услуги или товар, совершить денежный перевод или пополнить баланс мобильного телефона.
Сегодня электронные кошельки, которыми можно управлять при помощи мобильного приложения есть у многих банков. Кроме этого, финансовые учреждения предлагают услуги интернет-банкинга и мобайл-банкинга, которые вместе дают возможность оплаты порядка 200 видов услуг, а в отдельных случаях — предоставляют и услугу денежных переводов.
Так, например, используя кошелек сотовых операторов, сегодня можно оплатить:
- коммунальные услуги;
- сотовую связь;
- телевидение, интернет;
- такси;
- перечислить средства на благотворительность.
Используя продукты банка, сегодня можно оплатить те же услуги, что предлагают сотовые компании, и плюс к этому:
- погасить кредит;
- пополнить депозит;
- осуществить перевод между банковскими счетами;
- переводы между банковскими картами;
- международные денежные переводы;
- обналичить денежные средства.
Оплата совершается онлайн из дома. При этом деньги, находящиеся на счетах в банках, будь то депозит, карта или электронный кошелек, обеспечены 100% гарантией сохранности. Деятельность банков в Кыргызстане регулируется Нацбанком, они являются участниками Программы защиты депозитов. Так что даже в случае банкротства банка гражданам выплатят их средства.
[ads_custom_box title=»» color_border=»#0805e8″]Сотовые операторы же сегодня готовы гарантировать гражданам сохранность только 10% денежных средств, хранящихся на мобильном кошельке. Операторы связи регулируются Госкомитетом информационных технологий и связи. Помимо прочего, сотовики – это общество с ограниченной ответственностью с уставным капитала от 1000 сомов.[/ads_custom_box]Справедливости ради нужно сказать, что сотовые операторы кое в чем преуспели. Они обладают широкой абонентской базой и развитой инфраструктурой. По разным оценкам, за все годы в инфраструктуру было вложено порядка 500 млн долларов. Пополнить баланс телефона в Кыргызстане можно в 25 тысячах пунктов. Банки не могут похвастаться такими результатами: у них по республике всего порядка 3-4 тысячи пунктов, где граждане могут пополнить счет электронного кошелька.
[tds_info]Именно развитая инфраструктура на различных дискуссионных площадках звучит как контраргумент сотовиков. Они могут сделать услугу электронного кошелька более доступной для населения. Банки же могут гарантировать сохранность средств. Если объединить усилия банков и сотовых компаний, то вместе они могут предложить на рынок действительно хороший и безопасный продукт.[/tds_info]Эксперты отмечают, что сотовые компании легко могут перенаправить свои дилерские сети на пополнение электронных кошельков. Операторы связи открыто заявляют, что главная их цель — сделать услуги доступными, подкрепляют свое желание выйти на рынок финансовых услуг социальной значимостью. И никто не мешает им сделать это в рамках действующего законодательства и в партнерстве с банками. Банки же со своей стороны открыты к сотрудничеству, однако почему-то сотовики не спешат делать банкам заманчивые предложения.