Сотни жителей приграничных районов Таджикистана и Узбекистана могут беспрепятственно пресечь линию госграницы в районе КПП «Сарбанд» («Плотина») расположенной рядом с Фархадским водохранилищем. Но жители других районов пока не знают, что визы между Таджикистаном и Узбекистаном отменены, однако соглашение еще не вступило в законную силу. Корреспондент Радио Озоди побывал на пункте пропуска «Сарбанд».
Воскресенье, базарный день. У жителей таджикского района Спитамен и узбекского Бекабада праздничное настроение — сейчас граждане двух государств, проживающие в приграничных районах, имеют право без оформления визы посетить территории друг друга в течение пяти суток.
Соглашение «О взаимных поездках граждан», согласно которому граждане двух стран могут без оформления визы побывать на сопредельной территории до тридцати дней подписано президентами Таджикистана и Узбекистана 9 марта, во время государственного визита Шавката Мирзиёева в Душанбе. Некоторые депутаты таджикского парламента и высокопоставленные дипломаты уверяли, что соглашение о введении безвизового режима сроком до 30 дней будет ратифицировано парламентами двух государств в ближайшее время.
«Возможно, эта процедура займет от одной до нескольких недель», – говорили собеседники.
После подписания соглашения многие граждане двух государств устремились на границу в надежде попасть без визы на территории друг друга.
В подарок — миндальное дерево
Гульшан Иноятова, жительница города Бустон (бывший Чкаловск) не думала, что ее на пункте пропуска «Сарбанд» ожидает разочарование.
«Я хотела поехать в Самарканд, к двоюродным братьям. Последний раз мы с ними виделись 20 лет назад. Вчера поговорили с ними по телефону, думали, что сегодня можем без проблем перейти границу. Но наши таджикские пограничники разъяснили, что пока соглашение не вступило в силу и они не могут пропустить нас», – говорит Гульшан Иноятова.
Однако не попали на узбекскую территорию и жители приграничного Спитамена, которые хотели пройти черед границу по пластиковой ID-карте.
«У меня с собой был внутренний таджикский паспорт, и я могла спокойно перейти границу. Но моей подруге, у которой было пластиковое удостоверение личности, отказали в переходе на территорию Узбекистана. И я решила отказаться от поездки», – отмечает жительница Спитамена Нилуфар Абдуллаева.
Многие жители, которые переходили через пункт пропуска «Сарбанд» везли родственникам гостинцы. Достона Хобилова, жительница Бекабада, везла своим родственникам в Спитамене миндальное дерево.
«Пусть посадят у себя в саду, и не забудут, что мы их всегда помним и любим», – рассказывает она.
Таджикские пограничники покинули мост над водохранилищем?
Фархадская ГЭС и Фархадское водохранилище долгие годы были «яблоком раздора» в отношениях Душанбе и Ташкента. Две бывшие советские республики претендовала на этот приграничный участок, имевший стратегическое значение. В годы гражданской войны Душанбе установил контроль над этой территорией, на плотине тогда разместились таджикские военнослужащие. Факт потери контроля над таким стратегически важным объектом, как плотина Фарходской ГЭС в Ташкенте восприняли болезненно – власти Узбекистане на раз лишали жителей поселков Плотина и Горный Спитаменского района электроэнергии, природного газа и воды. Ранее эти блага поступали из соседнего города Бекабад.
Приграничный спор решен в начале этого года, в ходе визита премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова в Душанбе и его переговоров с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Стороны договорились признать таджикской территорию, где размещена Фархадская ГЭС, а сама электростанция будет являться собственностью Узбекистана, который потребляет 100% вырабатываемой на там электроэнергии.
Фархадский гидроузел с небольшим водохранилищем построен в 1947 году на территории современного Таджикистана. Он предназначен для забора воды из Сырдарьи и подачи ее самотеком на земли Голодной (Узбекистан и Казахстан) и Дальверзинской (Узбекистан и Таджикистан) степей. В состав гидроузла входит плотина и регуляторы водоканалов, один из которых обслуживает Фархадскую ГЭС.
Как сообщает корреспондент Радио Озоди, ранее на мосту над плотиной находился пост таджикских пограничников. Сейчас там уже не видно вооруженных людей. Сам мост находится в аварийном состоянии и, по словам местных жителей, власти обещали, что скоро отремонтируют его.
Напомним, накануне госвизита Шавката Мирзияева возобновили работу 9 автомобильных и один железнодорожный КПП на границе Таджикистана и Узбекистана.
С 1 марта на таджикско-узбекской границе официально возобновили работу несколько КПП. Один из них — «Хаштьяк», расположенный в Спитаменском районе, граничит с Бекабадской областью Узбекистана и расположен в 60 км от Худжанда. Отсюда до Ташкента рукой подать – около двух часов езды на машине.
В тот же день заработали и КПП «Саразм-Джартепа», расположенный на границе Пенджикента с Самаркандской областью Узбекистана, а также пункты пропуска «Кушкент» и «Учтурган», соединяющие таджикские Ганчи и Зафарабад с узбекским Джизаком, «Пап», соединяющий Аштский район с Наманганской областью, «Хавастабад» и «Бекабад», соединяющие район Спитамен с Сырдарьинской и Ташкентской областями,«Рават», соединяющий город Канибадам с Ферганской областью. Возобновил работу и КПП «Гульбахор», соединяющий Хатлонскую область Таджикистана с Сурхандарьинской областью Узбекистана.
С 7 марта начал функционировать и железнодорожный пункт пропуска «Амузанг», соединяющий Сурхандарьинскую область Узбекистана с таджикской железнодорожной станцией «Хошади» в Хатлонской области.
Ранее заработал пункт пропуска «Патар-Андархон», расположенный между таджикским городом Канибадам и Бешарыкским районом Узбекистана.