Власти Кыргызстана хотели бы увеличить поток трудовых мигрантов из своей страны в Россию. Однако перед чемпионатом мира по футболу у Москвы на сей счет другие планы, пишет «Немецкая волна».
Кыргызская государственная служба миграции предлагает совершить ряд шагов, благодаря которым можно будет уменьшить число граждан республики, попавших в так называемый черный список — перечень лиц, которым Федеральная миграционная служба (ФМС) России запрещает въезд в РФ на тот или иной срок. Например, власти в Бишкеке призывают Москву более лояльно отнестись к тем нарушителям, которые оказались в таком списке впервые и даже повторно.
За что попадают в черный список ФМС России
Черный список ФМС — официальный документ, который появился в 2013 году. В него по большей части включаются лица, совершившие на территории РФ административные или уголовные правонарушения или же пропустившие срок постановки на учет. Трудовым мигрантам, которые отправляются в Россию, рекомендовано проверить на сайте ФМС, нет ли в нем их фамилий.
В черный список можно попасть, просрочив патент на работу, или если, например, у гастарбайтера, работающего на извозе, имеется неоплаченный штраф за нарушение ПДД, рассказывает московский общественник Дмитрий Копылов, который занимается обустройством мигрантов из Центральной Азии. «Чаще всего такого нарушителя власти не разыскивают, и если он не попался в ходе полицейского рейда по проверке документов, то может жить в России достаточно долго. Но когда он решит пересечь границу, например, в аэропорту, то это выявится, и ему запретят въезд в Россию», — продолжает собеседник DW.
«Потерять» паспорт, чтобы снова въехать в РФ
Впрочем, бывает и так, что присутствие мигранта в черном списке обнаруживается случайно в ходе проверки документов. Тогда его должны депортировать. При этом, снова оказавшись в Киргизии или в Таджикистане, запрет на дальнейший въезд в Россию можно обойти или снять, указывает Дмитрий Копылов. «Раньше обходили так: в Таджикистане «теряется» паспорт, за 200 долларов получается новый на другое имя, и через две недели ты снова в Москве», — поясняет он.
Но сейчас, продолжает собеседник, и в Таджикистане стало строже с восстановлением паспорта, и Россия начала снимать биометрические данные при первом пересечении границы. И если выясняется, что эти же отпечатки пальцев уже значатся в базе, но у их обладателя другая фамилия, то мигранту грозят серьезные неприятности.
Иную картину рисует Аскар (имя изменено), трудовой мигрант из Киргизии с большим стажем, работающий в Москве и поддерживающий обширные связи с киргизской диаспорой. По его словам, у киргизов, попавших в черный список, путь решения проблемы прежний. «У меня многие знакомые оказались в списке, с разными сроками запрета — кто на три месяца, кто на полгода, кто на пять лет. Но они уезжают домой, получают там паспорт на фамилию матери или, например, деда и возвращаются. Это в Киргизии делается за неделю и стоит 10-15 тысяч рублей», — говорит Аскар.
То ли в черном списке ФМС, то ли нет…
«Про отпечатки пальцев не знаю, но никто не говорил, что на этом попадался. Я знаю недавний конкретный случай, когда мой родственник после трех лет работы в Москве вернулся в отпуск в Киргизию на месяц, а когда снова собрался в Москву, то в авиакассе в Киргизии при покупке билета узнал, что он в списке ФМС. Так он за неделю и 10 тысяч рублей сделал новый паспорт, по нему прилетел в Россию, и сейчас здесь зарегистрирован и работает», — привел пример таксист Аскар.
«И еще пример: моего брата два года назад за просроченную регистрацию занесли в черный список. Он уехал домой, побыл там месяц и вернулся в Москву с тем же паспортом. И без проблем получил на год регистрацию. Работал на извозе. У него проверили паспорт на посту ДПС в Домодедово, указали на то, что он в списке, пригрозили передать ФСМ с дальнейшей депортацией», — рассказывает Аскар.
По его словам, брат дал три тысячи рублей, и вопрос решился: «А после этого его еще раз проверяли у метро «Марьина роща», забрали в отделение, пробили по компьютерной базе — и там проверка ничего не выявила. Как это получается — не ясно».
Как мигранту официально покинуть список ФМС?
Есть и официальный путь исключения из черного списка ФМС, напоминает Дмитрий Копылов. Мигранту надо собрать ряд документов, написать заявление и направить его в ФМС России и властям своего государства. Жителям Киргизии оформить это прошение и получить согласие российских властей намного проще в связи с членством их страны в Таможенном союзе, утверждает общественник, исходя из конкретного опыта. По его словам, на практике и депортация в отношении таджиков и узбеков применяется более жестко, хотя при серьезных нарушениях высылают и киргизов.
Эти слова косвенно подтверждает госслужба миграции Киргизии. По данным этого ведомства, в 2015 году в черном списке находилось 180 тысяч киргизов, по данным на 1 января 2017-го — 110 тысяч, а на 1 января 2018 года — 77 тысяч человек.
В свою очередь, президент фонда «Миграция XXI век», бывший заместитель директора ФМС России Вячеслав Поставнин в интервью DW сказал, что ему ничего неизвестно о том, что граждане Киргизии имеют преимущества перед узбеками или таджиками по исключению из черного списка ФМС.
Трудовая миграция и чемпионат мира по футболу
Ситуация с киргизскими мигрантами из черного списка ФМС имеет и еще один аспект. Как утверждает Аскар, именно в последние недели многие киргизы в Москве стали попадать в этот список. Скорее всего, по его мнению, это связано с предстоящим чемпионатом мира по футболув России. С конца апреля, по данным Аскара, будет изменен порядок регистрации в городах, где будут проходить матчи турнира, регистрацию на год, какую получали киргизы, в этот период давать не будут. Получить можно будет краткосрочную регистрацию для туристов.
«А с ней на работу не берут. Сейчас мне постоянно звонят из Киргизии и просят найти хороших посредников, которые в ФМС быстро сделают регистрацию для бригад строителей, чтобы успеть до конца апреля. Посредники — это в основном наши киргизы, которые за деньги (обычная такса — пять тысяч рублей) делают документ», — делится с DW информацией Аскар.
А Дмитрий Копылов обращает внимание на то, что в связи с чемпионатом российские органы на местах помимо черных списков используют и другие, «неформальные» методы сокращения миграционного потока. Вплоть до случаев, когда мигрантам из Таджикистана и Узбекистана уже после прохождения и оплаты ими процедур оформления в качестве работников по найму сообщают об отказе в выдаче патента — без объяснения причины. «И человек должен уехать, чтобы не просрочить полученное разрешение на пребывание и не попасть в список», — констатирует общественник.
Киргизские мигранты — политический вопрос
«Да, к чемпионату будут масштабные рейды, мигрантов будут депортировать и высылать из «футбольных» городов. Апробация ограничений прошла год назад, во время Кубка Конфедераций. Тогда объявлялось о необходимости регистрации в течение суток после приезда. Потом смягчили до трех суток», — комментирует эту информацию Вячеслав Поставнин.
Что касается более длительной перспективы и намерения киргизских властей сократить черный список, а этот вопрос должен обсуждаться 30 марта на встрече стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в Москве, то эксперт отмечает намерения властей РФ снизить миграционный поток из Центральной Азии.
«Эта тенденция сейчас очевидна, и не только в связи с ЧМ, а и в связи с террористическими актами. Сейчас последнее слово за МВД, а у них задача не связана с социально-экономическим развитием страны, оно не занимается механизмами распределения мигрантов», — уточняет Поставнин.
«Но, тем не менее, это вопрос политики, и если на самом высоком политическом уровне в целом предмет торга у Москвы с Бишкеком будет серьезным, то в Москве могут пойти тут навстречу Бишкеку и сократить черный список», — заключил президент фонда «Миграция XXI век».