Министерство финансов Кыргызской Республики предлагает инициировать изменения в законодательство в части охраны окружающей среды и разработать механизм по установлению минимального процента финансирования окружающей среды от расходной части республиканского бюджета, сообщается на сайте ведомства.
Предложение озвучил заместитель министра финансов Кыргызской Республики Улукбек Кармышаков 23 марта 2018 года на заседании Консультативного совета по реализации проекта ПРООН «Финансирование биоразнообразия – БИОФИН» .
По словам заместителя министра финансов, несмотря на то, что у правительства много приоритетов, охрана окружающей среды, в том числе сохранение биоразнообразия являются самыми ключевыми направлениями. «Если мы не обратим на это внимание, то в будущем через 15-20 лет начнутся проблемы и это отразиться, например, на дефиците питьевой воды или продовольственной безопасности. В этой связи, нам необходимо мобилизоваться и определить основные приоритеты в части финансирования охраны окружающей среды», — отметил он.
«Необходимо разработать такой инструмент или внести такое предложение, как это отражено в Законе «О культуре», где четко написано, что на развитие культуры ежегодно необходимо предусматривать не более 3% от общих расходов республиканского бюджета», — отметил У.Кармышаков.
Статс-секретарь Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Азамат Эркебаев отметил, что финансовые и административные ресурсы государства на охрану окружающей среды весьма ограничены. «Проблемы эффективного расходования средств, в том числе на охрану окружающей среды, на сегодняшний день приобретает особую актуальность. Нам хотелось бы, чтоб сегодняшнее мероприятие послужило платформой для поиска решений для действенных механизмов по сохранению биоразнообразия», — сказал он.
На заседании Консультативного совета по реализации проекта ПРООН «Финансирование биоразнообразия — БИОФИН» были представлены результаты работы команды данного проекта ПРООН по двум документам:
Обзор политики и институциональных рамок в области финансирования окружающей среды.
Обзор государственных и частных природоохранных расходов. Обзоры сделаны по методологии БИОФИН и охватывают 6 летний период с 2011 по 2016 годы.
Одним из результатов работы команды проекта стал подробный анализ расходов всех министерств и ведомств, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, сохранения биоразнообразия и адаптации к изменению климата. Рассмотрены также расходы частного сектора и партнеров по развитию.
В частности, анализ показал, что по расчетным данным общие расходы на окружающую среду за период 2011-2016 годы составляют порядка 12,1 млрд. сом, в том числе на сохранение биоразнообразия 6,3 млрд сом. На меры по адаптации к изменению климата 1,8 млрд. сом.
Из общего объема средств на охрану окружающей среды наибольшую долю занимают расходы республиканского бюджета 55%, доля местных бюджетов – 1%, доля частного сектора – 32%, доноры от 10% до 13%, НПО – 2%..
При этом подход методологии БИОФИН позволил выявить расходы, которые фактически шли на охрану окружающей среды, но учитываются как другие расходы. Таким образом, сумма расходов республиканского бюджета связанные с окружающей средой за 6 лет в соответствии с подходом БИОФИН составляют 6,5 млрд сомов. По принятой официальной классификации — 4,1 млрд сом. (Раздел 705 бюджетной классификации).
Тем не менее, мероприятия по охране окружающей среды требуют значительных средств, покрыть существующий финансовый дефицит только государственным финансированием представляется затруднительным. БИОФИН предлагает рассмотреть как с помощью традиционных и инновационных финансовых решений можно увеличить объем финансирования в охрану окружающей среды и биоразнообразие. Финансовый план, который будет охватывать анализ таких решений, планируется подготовить командой БИОФИН к концу 2018 года.