В Кыргызстане еще не установлен пороговый балл ОРТ. Об этом K—News сообщили в Министерстве образования.
В 2017 году к конкурсу допускались абитуриенты, которые получили по основному тесту ОРТ баллы равные или выше 110 баллов, по предметным тестам – 60 баллов.
«По прошлогодним данным, сертификат с отличием получили 55 абитуриентов, набравшие от 236 до 219 баллов. Наивысший балл получил выпускник авторской физико-математической школы-лицея № 61 им. Е. Б. Якира», — сообщили в ведомстве.
На вопрос об ухудшении/улучшении грамотности населения в министерстве ответили, что сказать об этом можно будет после проведение очередной переписи населения, поскольку грамотность населения измеряется один раз в 10 лет.
Однако, если посмотреть на официальные данные Национального статистического комитета, то грамотность населения растет:
Годы | 1990 | 1999 | 2009 |
Численность населения в возрасте 15 лет и старше | 2 661 901 | 3 млн 90 тыс. 680 | 3 млн 738 тыс. 224 |
Высшее | 251 тыс. 246 | 324 тыс. 414 | 463 тыс. 318 |
Незаконченное высшее | 43 тыс. 245 | 47 тыс. 706 | 133 тыс. 204 |
Среднее специальное | 418 тыс. 716 | 333 тыс. 181 | 263 тыс. 930 |
Среднее общее | 1 млн 40 тыс. 494 | 1 млн 545 тыс. 626 | 2 млн 166 тыс. 912 |
Основное общее | 489 тыс. 786 | 566 тыс. 351 | 443 тыс. 138 |
Начальное общее | 240 тыс. 922 | 193 тыс. 767 | 203 тыс. 762 |
Не имеющие начального общего | 97 тыс. 75 | 39 тыс. 506 | 63 тыс. 960 |
Неграмотные | 80 тыс. 417 | 40 тыс. 129 | 28 тыс. 357 |
«Если же говорить о качестве обучения и о функциональной грамотности (компетентностях) тех, кто сейчас обучается в учебных заведениях, то мы также видим постепенный рост результатов. Эту картину показывают два независимых исследования – Национальная оценка образовательных достижений учащихся (НООДУ), проведенная в 2017 году, и результаты Общереспубликанского тестирования (ОРТ)», — сообщили в министерстве.
[tds_note]Так, НООДУ в 2017 года показало для 8 класса, что есть две важные тенденции:
Первое: увеличилось количество детей, перешагнувших базовый уровень освоения предмета. Так, по чтению и пониманию – рост произошел на 15.3% по математике – на 12% и по естественным наукам – на 11%.
Второе – начался рост количества детей, находящихся на высоких уровнях освоения предметов – в математике и чтении и понимании — на 5.6%, а в естественных науках – на 3%.
[/tds_note]Такие же тенденции — демонстрирует и ОРТ через постепенный рост среднего балла участвующих в ОРТ и зачисленных на грантовое обучение:
К-во участвовавших в тестировании | Средний балл ОРТ — участники | Средний балл ОРТ — зачисленные | |
2014 | 53 тыс. 200 | 104,9 | 134,8 |
2015 | 53 тыс. 48 | 114,6 | 149,5 |
2016 | 52 тыс. 39 | 115,4 | 150,0 |
2017 | 48 тыс. 449 | 117,8 | 148,4 |
«Хотя, конечно, есть еще много работы, чтобы каждый ученик и студент могли получить образование, отвечающее потребностям 21 века», — прокомментировали в ведомстве.
Какие профессии наиболее востребованы в этом году?
В соответствии со сводным прогнозом потребности в трудовых ресурсах на 2018-2022 годы, составленным Министерством труда и социального развития Кыргызской Республики, в целом в период в период 2021-2022 годы потребуется более 36 тыс. специалистов.
«Если же говорить о рейтинге наиболее востребованных специальностей, то он составляется ежегодно по результатам ОРТ – когда делается анализ выбора абитуриентами тех или иных специальностей», — сообщили в Министерстве образования.
[tds_note]Также по их данным, в 2014 году в рейтинге специальностей грантового обучения в двадцатке лучших – от 143 баллов до 187 баллов – 65% технические и инженерные направления (электроэнергетика и электротехника, строительство, информатика и вычислительная техника, телематика, технологические направления и т.д.).
Из других направлений подготовки – на первом месте «Экономика», медицинские специальности (лечебное дело, педиатрия), государственное и муниципальное управление, лингвистика, журналистика.
[/tds_note]На контрактное обучение наиболее высокие показатели среднего балла по специальностям в области здравоохранения, гуманитарным и экономическим направлениям подготовки – от 126 до 138 балла. Наименьший показатель среднего балла у абитуриентов, зачисленных на сельскохозяйственные, педагогические специальности и специальности в сфере транспорта.
В 2017 году среди первых 10 специальностей, выбранных студентами, поступившими на грантовое обучение также преобладают технические и медицинские специальности:
- Программная инженерия (среднее значение ОРТ – 192,9 баллов),
- Туризм (182,9 баллов),
- Лечебное дело (181,1 баллов),
- Педиатрия (176,2 баллов),
- Инфокоммуникационные технологии и системы связи (173,2 баллов),
- Биотехнические системы и технологии (168,7 баллов),
- Прикладная математика и информатика (166,7 баллов),
- Медико — профилактическое дело (166,3 баллов),
- Электроэнергетика и электротехника (165,6 баллов),
- Информационная безопасность (165,6 баллов)
На контрактном обучении иная востребованность специальностей:
- Проектирование программного обеспечения (191,1 баллов),
- Лингвистическое обеспечение межгосударственных отношений (170,5 баллов),
- Международное право и бизнес (163,3 баллов),
- Стоматология (159,7 баллов),
- Реклама и связи с общественностью (158,4 баллов),
- Компьютерная инженерия (158,3 баллов),
- Экономика и управление (155,4 баллов),
- Лечебное дело (155,1 баллов)
- Фармация (154 баллов),
- Управление бизнесом (153,1 баллов)
«Симптоматично, что с первых мест ушли экономика и юриспруденция, поскольку здесь рынок труда уже заполнен. Выбор, который делают нынешние абитуриенты, отражает, в основном, те потребности страны, о которых говорится в основных стратегических документах Кыргызстана – программе «Таза коом», проекте стратегии устойчивого развития до 2040 года и программе правительства «Жаны доорго кырк кадам».
Появились ли новые специальности в вузах страны? Какие специальности сократили?
В соответствии с законодательством Кыргызской Республики вузы имеют право осуществлять прием абитуриентов при наличии лицензии на образовательную деятельность.
Перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением выпускнику академических степеней «бакалавр», «магистр» и специальностей высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением выпускнику квалификации «специалист» утверждены постановлением правительства Кыргызской Республики.
Указанные перечни включают 145 направлений подготовки бакалавров и магистров и 52 специальности. Из общего количества направлений подготовки и специальностей 15 направлений подготовки бакалавров и магистров имеются в перечнях, но в настоящее время не реализуются ни в одном вузе республики.
В связи с этим ежегодно кардинально перечень реализуемых направлений подготовки не изменяется. Из новых направлений подготовки можно назвать «Интернет-технологии и управление» в КГТУ им. И. Раззакова, «Лабораторная диагностика» в КНУ им. Ж. Баласагына.
«Отмечаем, что для реагирования на потребности рынка труда вузам совсем необязательно открывать новые специальности. В рамках действующих укрупненных направлений подготовки учебные заведения имеют право самостоятельно определять специализации, профили, так как 50% содержания учебных планов относится к вузовскому компоненту», — сообщили в ведомстве.
Каков минимальный и максимальный размер контракта в вузах?
В соответствии с положением о формировании и применении тарифов на платные образовательные услуги в Кыргызской Республике, прейскурант тарифов на платные образовательные услуги, оказываемые образовательной организацией, а также ее структурными подразделениями, утверждается руководителем образовательной организации.
[tds_info]В настоящее время вузами проводится работа по утверждению размера стоимости обучения на следующий учебный год. На сегодня стоимость обучения в государственных вузах составляет примерно от 25 тыс. до 60 тыс. сомов.[/tds_info]