«США стремятся на новых условиях закрепиться в Центральной Азии, чтобы иметь возможность распространять свое влияние на сопредельные с Афганистаном страны», – заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу в ходе VII Московской конференции по международной безопасности на этой неделе.
Позиция США, по словам министра, не отвечает интересам региональных государств и служит глобальным фактором дестабилизации.
«Ситуация в Афганистане продолжает ухудшаться. Более чем 15-летние присутствие в этой стране контингента США и НАТО так и не привело к нормализации обстановки», – отметил российский генерал, пишет «Вестник Кавказа».
США тем временем не торопятся покидать Афганистан. Напротив, новый всплеск интереса Вашингтона к этой стране позволяет предположить, что значимость Центральной Азии во внешней политике США в ближайшие годы вновь возрастет.
«С начала 2018 года Вашингтон активизировал политику по отношению к Центральной Азии. В феврале заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Афганистана и Центральной Азии Генри Эншер побывал в Кыргызстане и затем в Таджикистане. А он в течение довольно длительного времени работал старшим гражданским представителем на военном аэродроме Кандагар-Юг в Афганистане, директором Управления по делам Афганистана Госдепартамента США, директором по политическим вопросам Ирака в Ближневосточном бюро Госдепартамента США. В январе первый заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Эли Уэлс заявила о том, что США выражают надежду на развитие диалога с Кыргызстаном и новым президентом этой страны. Таким образом, можно видеть большой интерес администрации США к региону. Это, в связи с непростой ситуацией в отношениях между Россией и США, вызывает озабоченность с нашей стороны. Поэтому можно предположить, что высказывания министра обороны России, как раз относятся в целом к таким действиям США», – сказал «Вестнику Кавказа» старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Леонид Гусев.
Директор Института Центральной Азии и Кавказа Американского совета по внешней политике США Фредерик Старр в беседе с автором отметил, что с точки зрения Вашингтона, судьбы Афганистана и стран Центральной Азии связаны между собой, а присутствие США в регионе в итоге будет позитивным. Не случайно, в регионе еще три года назад был создан новый формат сотрудничества С5+1 (страны Центральной Азии плюс США) с целью расширения внутрирегионального сотрудничества и отношений Центральной Азии с США по трем направлениям: экономика и региональное взаимодействие, окружающая среди и безопасность. Впрочем, за прошедшие с создания этого формата три года, особых результатов проект не принес. Скорее, он стал продолжением системной работы Вашингтона по наращиванию своего влияния в регионе. Видимо, по этой причине, его переформатировали в новый региональный проект С5+1 — страны Центральной Азии плюс Афганистан.
В Ташкенте в конце марта состоялось первое заседание группы, в котором приняли участие министры иностранных дел Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении, Афганистана и руководители Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии (РЦПДЦА) и Миссии ООН по содействию Афганистану (ЮНАМА). На встрече обсуждалась возможность интеграции Афганистана в систему торгово-экономических и инфраструктурных связей с государствами Центральной Азии, а также реализации конкретных проектов и программ общерегионального масштаба. Эксперты считают, что за спинами участников проекта стоят США.
«Вежливое предупреждение министра обороны РФ Сергея Шойгу адресовано в первую очередь представителям стран, которые имеют интересы в Афганистане, Узбекистане, Казахстане и других странах Средней Азии. И уже во вторую очередь, это обращение направлено нашим постсоветским республикам, давая им понять, что Россия рассматривает их нынешнюю линию как потенциально конфликтную», — сказал «Вестнику Кавказа» директор по культурным научным и образовательным проектам Центра традиционных культур (Москва) Александр Собянин.
По словам эксперта, проведенный в марте в Астане саммит глав центральноазиатских стран, когда заявлено о желании решать региональные проблемы исключительно собственными силами без вмешательства каких бы то ни было внерегиональных игроков, оказался «вежливым по форме в отношении России, но сдержанным по содержанию». Суть его в том, что страны региона продемонстрировали Западу свою самостоятельность и дистанциирование от нарастающего противостояния Россия-Запад. Но проблема в том, что Россия этот регион считает зоной своих геополитических интересов, а, следовательно, ответственности. Она может принять к сведению желание субъектов региона решать вопросы своими силами. Но изберет ли ту же модель поведения Запад? Если нет, то велика вероятность столкновения интересов Москвы и Запада. В том и заключается предупреждение Шойгу странам региона.