Неделя политики: круговая порука мажет, как копоть

Автор -
744

Безусловно, центральные события уходящей недели — отставка премьер-министра Сапара Исакова и выдвижение новым главой правительства Мухаммедкалыя Абылгазиева. На этом фоне принятие фракции «Республика – Ата Журт» в коалицию парламентского большинства как-то меркнет.

Сама по себе отставка Исакова получилась такой… ожидаемо неожиданной, что ли. То, что его рано или поздно снимут с поста — просчитывалось без вариантов. Рано или поздно ему все равно пришлось бы уйти. Но в этом случае депутаты Жогорку Кенеша продемонстрировали два качества: поразительную скорость принятия решения и фантастическую способность «переобуваться в воздухе» — назовем это так.

С парламентской оппозицией все было предсказуемо: они изначально заняли позицию, которую можно описать всего двумя словами: «Исаков кетсин» («Пусть уйдет Исаков»). Однако за уход Исакова проголосовала и фракция СДПК, хотя накануне одобрила отчет правительства за прошлый год. Если, конечно, не подозревать некий договор между ней и президентом Сооронбаем Жээнбековым. Впрочем, рассказывают, что и депутаты от СДПК Исакова не особенно любили.

Однако депутаты так сильно торопились отправить Исакова в отставку, что в пылу своего рвения подставили Сооронбая Жээнбекова. Можно не любить Сапара Исакова, но факт остается фактом — правительство Кыргызстана с января по конец августа 2017 года возглавлял нынешний президент. А Исакова формально уволили именно потому, что признали неудовлетворительным отчет за 2017 год. Во всяком случае, именно на этом строили претензии к Исакову оппозиционные фракции.

Сам отчет Жогорку Кенеш даже заслушивать не стал. Это отметил, в частности, депутат от СДПК Марат Аманкулов:

— Я не голосовал, воздержался. Фракция СДПК и некоторые комитеты отчет правительства поддержали и даже поставили оценку «удовлетворительно». А сегодняшняя отставка носит политический характер. В принципе, Сапара Жумакадыровича мы совсем недавно избрали премьер-министром. Во-первых, думаю 8 месяцев для премьер-министра – это не срок, во-вторых, я думаю, нужно было дождаться отчета. Все готово было к отчету, нужно было его заслушать и после этого принять решение. Вопрос вотума недоверия подняла оппозиционная фракция «Республика – Ата Журт. Поэтому, не заслушав отчет, не выслушав аргументов, я не стал поддерживать вотум недоверия.

Аманкулов также сообщил, что заседания фракции по этому вопросу не было вообще. Каждый депутат, мол, принимал самостоятельное решение. Но лучше бы Аманкулов этого не говорил. Раньше и так были подозрения, что в СДПК — серьезные проблемы с партийной дисциплиной. Теперь же окончательно стало ясно: там этой дисциплины вообще нет. Есть только беспринципность и круговая порука.

Сейчас если у Исакова есть хорошие пиарщики, им самое время начать раскручивать тезис о том, что с работой на посту премьера не справился в большей степени Жээнбеков. Можно теперь предположить, что сейчас начнется кампания за очернение Сапара Исакова. Тем более, что некоторые приметы уже есть, поэтому Исакову срочно нужно заняться «отмывом» своей репутации.

Отметили наблюдатели и возможность конфликта между Исаковым и депутатами из-за таможни. С 6 апреля председатель Гостаможенной службы Кубанычбек Кулматов вывел всех сотрудников за штат. Причем, как сообщили эксперты, 230 человек из них вообще будут уволены из таможни, как чьи-то протеже. Пресловутый Райым-миллион был только «первой ласточкой».

Косвенно это подтвердил и Исаков, когда заявил в СМИ, что депутаты все время просили его кого-то пристроить. Он не стал конкретизировать, куда именно, но ходят слухи, будто некоторые вопросы трудоустройства имели отношение к таможенному посту «Торугарт».

Интервью Исакова вместе с тем показало, что конфликтовать с парламентом он не собирается, но в случае чего, готов показать зубы. Но вот проблема: для этого у него в ближнем круге должно быть достаточно тех, кто может и хочет воевать. В том числе, на информационном поле.

Но поскольку с уходом правительства Сапара Исакова жизнь не закончилась, кандидат в новые премьеры Мухаммедкалый Абылгазиев уже представил в ЖК черновик своей программы, которую назвал «Единство, доверие, созидание». Он также пообещал радикально не менять правительство.

— Я за два дня не успел подготовить программу и подобрать кадры, — сказал Абылгазиев депутатам. — Поэтому мы оставили прежний состав. Меняем только вице-премьеров и некоторых министров. У меня ко всему составу кабмина только одно требование — профессионализм. Никого держать не собираюсь. Кто не справится с задачей, будет уволен. Так как ответственность возлагается только на премьер-министра.

Это смутило некоторых депутатов парламента. Депутат от фракции СДПК Рыскелди Момбеков раскритиковал новый состав и назвал его «бывшим в употреблении» и отметил, что в составе нет регионального баланса.

«В правительстве, я смотрю, все прежние кадры, получается вы бывшие в употреблении. Я не вижу в вашей команде экономиста. Есть строитель, географ, историк. Что будем делать с экономикой? Также не вижу регионального баланса – нет человека из Таласа. Неужели только после бунта вы возьмете специалистов оттуда?» – возмутился он.

Стоит отметить, что во время утверждения нового правительства, депутаты (некоторые) вдруг вспомнили и напомнили другим своим коллегам, что Кыргызстан давно уже не президентская республика, парламент сейчас имеет больше влияния, чем даже глава государства. Правда, как это восприняли другие депутаты одному Богу известно.

Претендент на премьерство также призвал все политические силы объединиться. С одной стороны, предложение — вполне хорошее. Но как это сделать в условиях, когда каждая из политических сил имеет собственный интерес? В этих условиях, предлагать им работать сообща — политическая провокация. За годы независимости не было ни одного случая, чтобы политики поступались личным ради общего.

Какие-то контуры будущего Абылгазиев, тем не менее, рискнул предложить. Он считает, что правительство должно взять направление на оптимизацию, культуру компетентности и профессионализма, а также повсеместной автоматизации процессов управления в рамках проекта «Таза коом». «Умный город» Абылгазиев тоже пообещал довести до конца. Он только не сообщил, каким именно способом он намерен всего этого добиваться. Ну а если механизмы реализации Абылгазиев не озвучил, это дает наблюдателям широкий простор для предположений.

Здесь есть два варианта работы: как при Исакове и свой собственный. Если в течение месяца-двух Абылгазиев, раз уж его назначили премьером, не предоставит конкретики по своей программе, значит, все будет, как и прежде. Но тогда стоило ли убирать Исакова, который имел свой взгляд? Вопросов, как всегда, больше, чем ответов…

Также очевидно, что в Кыргызстане, с приходом Сооронбая Жээнбекова, с политического поля совершенно исчезла оппозиция действующей власти. Пожалуй, Кыргызстан — единственная страна мира, в которой существует оппозиция БЫВШЕМУ президенту. Это в очередной раз подтвердил адвокат Нурбек Токтакунов, когда направил в Конституционный Суд заявление о признании неконституционной неприкосновенности экс-президента. Она, напомним, прописана в Законе «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики».

Почему Токтакунов считает, что надо отменить «эксу» неприкосновенность? Адвокат заявил журналистам:

— Он абсолютно защищен не только от преследования за деяния, совершенные во время президентства, но и за те, которые совершает или совершит в будущем. Между тем, смысл правового иммунитета — это не индульгенция на совершение преступлений. Правовые иммунитеты, это просто особый, более сложный порядок привлечения к ответственности, для того, чтобы эффективно работала система сдержек и противовесов. Другими словами, польза правовых иммунитетов в том, чтобы должностное лицо, облаченное высокими полномочиями, не так сильно опасалось преследования своих политических оппонентов.

То есть, Токтакунов считает, что бывший президент не может иметь политических оппонентов? Если так, то остается порадоваться за профессию адвоката — в ней еще остались романтики. А если серьезно, то понятно, против кого направлено заявление Токтакунова. Пока Алмазбек Атамбаев защищен законом, проблем у него не предвидится. Но если норму о неприкосновенности убрать, произойти может всякое. Тем более, враги Атамбаева — не менее влиятельны, чем он сам.

Пока политические расклады видятся такими. Более конкретно обо всем мы узнаем только на следующей неделе.

Асан Эралиев

Поделиться